А я смотрю, заголосили «единственные и неповторимые» подрядчики, когда силовики стали наступать на любимые мозоли. Странно, конечно, что потребовалось столько времени, чтобы, наконец, заметить очевидное – всё, что сейчас фигурирует в информационном пространстве, по сути, уже давно находится в публичном доступе и более того – никогда и не скрывалось. Разве что, когда в 2022 году регионам было дано право заключаться с «единственным поставщиком». Собственно, этот год и можно считать началом периода расцвета группы компаний Оганеса Шанкояна – ему под разными соусами отдавалось практически всё: от ремонта дорог до реконструкции зданий и даже поставок угля для котельных. И контакты получила не только «Север Строй», но и другие компании предпринимателя. И вроде бы внешне всё выглядело конкурентно. Кроме учредителя – он везде был один.

Мы, например, проанализировали за два года госзакупки, в которых принимала участие такая известная компания, как «Аквариум». Это, кстати, она поставляла уголь на котельные. Так вот, за 2,5 года самым крупным контрактом «Аквариума» стал контракт на ремонт моста через Кольский залив, оценённый в 273,6 млн рублей, а всего компания заключила договоров на сумму около 700 млн рублей. Подчеркну – это за 2,5 года. И даже беглой оценки контрактов достаточно для того, чтобы понять, что далеко не все они завершены, а значит, и окончательных расчетов не произведено. Даже с учётом выплаченных авансов, многие из которых отнюдь не 30%.
Поэтому логично возник вопрос: как так могло произойти, что выручка превысила публичный оборот в три раза?
Частично на этот вопрос уже ответили таможенники, которые возбудили уголовное дело – компанию подозревают в незаконном выводе предположительно бюджетных средств в Киргизию. Версию закрепил Арбитраж – по иску областной прокуратуры были приняты обеспечительные меры в отношении имущества ООО «Аквариум» и ряда физических лиц. Как #поговаривают, областная прокуратура также затребовала от заказчиков (УДХ, Мурманскавтодор, УКС и других) данные по всем неисполненным в срок контрактам. Именно затребовала – запрос пришёл в пятницу со сроком исполнения понедельник. Такой стремительности от прокуратуры я не припомню, что может говорить о серьёзности намерений. Ах да: некоторые коллеги усмотрели в этой суровости «руку Гуцана», дескать – это Александр Владимирович круто взял. Не склонен к этой версии – маховик уголовного производства закрутился ещё до назначения Гуцана генпрокурором, а значит, и «разработка» версий велась без его участия.
Тут самое время вспомнить, что ещё весной губернатор Андрей Чибис потребовал от заказчиков «максимально усилить контроль» за подрядчиками, особенно в части соблюдения контрактов и качества выполняемых работ. Причиной столь резкого тона стало общественное негодование по поводу низкого качества ремонта «серебрянки» и улицы Подгорной, а позже к ним добавились и нарекания в ремонте и других улиц в Мурманске (все недовольства нами и читателями «АО» зафиксированы и опубликованы). Однако, как показало время, подрядчик оставался на своей волне и на замечания горожан особенно не реагировал. На что и обратил внимание губернатор, призвавший подключиться правоохранителей.
Сейчас, пока мы ожидаем ответы профильных ведомств относительно постановки на учёт техники и вообще – всей схемы параллельного импорта, которую siloviki, прокуратура, арбитраж и таможня «разрушили» уголовным делом и обеспечительными мерами, на ум приходят истории со странной тактикой «выкручивания рук». Помнится, прежний «Северстрой» тоже пытался действовать аналогичным образом, разве что медиавозможностей у Александра Наволоцкого было в разы меньше, чем у Оганеса Шанкояна. К аналогичному шантажу прибегал и Василий Пимин, когда заявлял об остановке автобусов. Во всех этих случаях подобные «плачи» возникали, когда запах денег становился преобладающим над всем остальным. И опыт показал, что ни разу шантаж ни к чему хорошему не приводил.
То, о чём неоднократно говорил губернатор – о конкуренции в закупках – сейчас пытается играть против него. Придя в регион, он ратовал за «наведение порядка в дорожной отрасли». Для этого были прекращены бесконтрольные вливания в ограниченный круг зарвавшихся подрядчиков. Похоже, пришло время повторить однажды сделанный шаг. И если вспомнить наши расклады, то сейчас в регионе, помимо Шанкояна, действуют ещё три крупных игрока, каждый из которых вполне может заменить «Север Строй», «Аквариум» и другие компании из «созвездия» Оганеса Шанкояна.