Несмотря на скучную предвыборную кампанию, даже в этот раз не обошлось без раздражающих элементов. Поскольку в России все выборы – демократические, то и все кандидаты находятся в равных условиях и имеют равные возможности для агитации.
Но есть одна практически невидимая черта, которым несогласованным или нерукопожатым кандидатам переступать ни в к коем случае нельзя. Эта черта называется «информирование». Собственно, все будущие победители не агитируют, они – именно информируют. Поэтому в последние дни интернеты (и «ягельная тележка» не стала исключением) наполнились сообщениями о том, что «правильные» кандидаты через Госуслуги проинформировали население о своей работе и иных перспективах. Видеобращения персонифицированные, а значит вероятность участия ИИ в производстве таких роликов довольно высока. Этакий дипфейк федерального масштаба.
Представьте, что к следующему электоральном циклу (а в России и Мурманской области он случится в 2026 году) искусственный интеллект разовьётся настолько хорошо, что просто смоделирует депутатов Государственной Думы (а заодно, и местных парламентов), а «выборы» сведутся к выбору наиболее качественной картинки.
Второй раздражитель – обзвон якобы с целью проведения соцопроса. Причём, либо в преамбуле к разговору, либо один из вопросов касался… кандидата в депутаты Горсовета Мурманска следующего созыва. То есть, выборка по избирателям удивительным образом совпадала со схемой одномандатных избирательных округов и фамилиям кандидатов.
Как тут не вспомнить мобилизационные активности городских бюджетных учреждений и всевозможные «акции», типа, записался сам – приведи одного-двух друзей. Помнится, перед президентскими выборами «АО» изучил одну из таких «утечек» – из УДХ. В ней содержались не только полные персональные данные сотрудников и их друзей/родственников, но и сведения о лояльности к власти – так называемые, «светофоры», где «зелёный» – полностью лоялен, а «красный» – кандидат на увольнение. Не исключено, что подобные базы могли утечь не просто так, а стать следствием спланированной акции «в отместку» за увольнение. Ведь все в том же УДХ знают, что несмотря на увольнение, некоторые бывшие сотрудники (к примеру, экс-заместитель Дениса Рысева – Борис Трофимов) сохранили связи и, не исключено, даже влияние. А это – прямая тень на лояльность самого руководителя ММБУ перед «старшими товарищами».