Хоккейный клуб «Мурман» вступает вновь в сезон с новым тренером. После мончегорца Эдуарда Саксонова команду возглавил мурманчанин Николай Ярович – трёхкратный чемпион мира по хоккею с мячом вернулся на тренерскую скамейку и будет вести заполярный коллектив.
«Арктический обозреватель» пообщался с Николаем Викторовичем, который рассказал о планах на сезон, молодых игроках, рыбалке в Мурманской области и своём стиле руководства.
- Николай Викторович, хотелось бы откатиться на несколько месяцев назад. На брифинге по итогам прошедшего сезона «Мурмана» президент клуба Александр Масько сообщил о Вашем назначении. Как это происходило с Вашей стороны?
- Неожиданно поступило предложение. Звонок от Александра Владимировича Масько с предложением возглавить «Мурман». Сказали, что контракт на 2 года, и обрисовали ситуацию, что вектор развития клуба немножко меняется и ставка будет на молодежь.
В принципе, я долго не думал, предложение интересное, сразу скажу. Признаюсь, что я должен был быть на том брифинге в марте, но с работы я не мог отпроситься, чтобы приехать. А так это все быстро было решено.
- Кстати, по поводу обновления состава. Как раз вот тоже на том же самом брифинге в марте сказали, что будет сделана ставка на молодых игроков. И действительно сейчас получается так, что состав заметно омолодился в сравнении с предыдущими сезонами. Раньше говорили, что «Мурман» – «взрослая» команда, а сейчас всё поменялось. Планируется ли еще доукомплектовать как-то состав, или в данный момент уже все позиции закрыты, есть ли какие-то переговоры по каким-то конкретным позициям, кого-то еще ищете?
- На данный момент на эти два месяца, включая Кубок России, команда укомплектована, заявка сделана и до Кубка, и во время Кубка, на данный момент больше новичков не будет. Но работа ведется, если после Кубка какие-то будут варианты, то, может быть, еще кто-то появится.
Тяжело комплектовать, практически рынок пустой. Разговаривал даже не с игроками; звонили мне очень много моих бывших партнеров по игре, сейчас они коллеги, предлагали игроков.
Такая ситуация в «Мурмане» уникальная для хоккея с мячом, что именно вектор на молодежь. Некоторые просто переросли молодежную команду, им надо уже играть в Суперлиге, а в своей команде просто места, потому что решают другие задачи. А в «Мурмане» у них возможность заиграть в Суперлиге. Дальше от меня зависит, как я их научу. Я считаю, что это интересная работа. Для клуба это однозначно плюс.
- Весной этого года ряд игроков ушёл из «Мурмана», но позже некоторые из них вернулись. Остались ли ещё хоккеисты, ушедшие по ходу сезона, которых Вы бы хотели в команду?
Нет, кто раньше играл, больше мы ни с кем работы не ведем. Были те, у которых просто контракт закончился: по закону нужно было их рассчитать, но, как я был назначен, то уже сам вел переговоры.
Я еще хотел двух человек оставить. Один отказался, а второй – Александр Антонов – закончил карьеру. Хотя уже была с ним устная договоренность, но он выбрал немножко другую стезю.
- С вашим тренерским опытом вообще удобнее с кем работать? С опытными, которые уже все знают, или лучше молодежь напичкивать своими знаниями?
- Мне интересно, конечно, с молодыми, чтобы они на твоих глазах росли в мастерстве и во всем. Конечно, нужны дядьки, такой небольшой костяк команды и вокруг, чтобы молодёжь росла вместе с ними. С одними молодыми было бы совсем тяжело. А так у нас в команде на данный момент всё-таки игроки опытные есть. Я вижу по глазам и по разговору, что им хочется играть, от меня зависит только их научить, как правильно играть, подготовить их физически и тактически. Это работа тренера, это рутина.
- Еще один вопрос по поводу самого состава. Существовала такая проблема в Мурмане во все годы, когда в команде Суперлиги не было местных воспитанников. Сейчас их сразу трое: Виктор Каменев, Виктор Фомичёв и Максим Кирбаба…
- С нами на лёд ещё выйдет Денис Колыванов, которому в этом сентябре исполнится 18 лет. Он никогда ранее подобную «предсезонку» не проходил, поэтому надеюсь, что он себя покажет летом.
Ещё один молодой воспитанник Максим Кирбаба уже на контракте, но в игре я не видел его. Говорят, парень способный, почему бы не дать шанс сыграть в родном клубе? Я всегда за это, чтобы свои воспитанники присутствовали. Дальше всё будет только от них зависеть. Во всяком случае, большой для них плюс, и они почувствуют, что такое суперлига. Где-то там на 5-10 минут будут готовы выпустить.
- Поговорим про тренерский штаб. Старшим тренером в «Мурмане» стал Владимир Ладыжинский. Это действительно уникальное событие ведь, если раньше к нам приезжали со своим тренерским штабом, а сейчас Вы взяли в штаб местного тренера. Чем был обусловлен этот выбор?
- Во-первых, Владимира Валерьевича я знаю с детства, друзья с детства, вместе в спортшколе №6 занимались. Он очень хороший тренер, у него есть заслуженные воспитанники. Я вообще считаю, что второй тренер должен быть местный, он должен знать всю специфику, ну и для Владимира Валерьевича это, я думаю, что вызов, тоже такой интересный этап в его жизни. Так что я даже в этом плане не сомневался в выборе второго тренера.
- Давайте перейдем уже к делам насущным. Один из этапов предсезонной подготовки - это сбор в Апатитах. Выбор, конечно, неожиданный, потому что в последние годы команда проводила сбор либо «южный», либо в Мурманске. Как Вы пришли к этому решению?
- Это базовый сбор, где команда должна куда-то выехать и ни на что не отвлекаться: тренироваться, отдыхать, тренироваться, отдыхать. Юг – это слишком далеко, а в июле ещё и очень жарко. Тем более, где раньше клуб проводил сбор, там предоставляется арена по остаточному принципу.
Владимир Ладыжинский посоветовал отличный санаторий «Изовелла», где все есть. Там даже ледовая коробка присутствует, но она на данный момент не нужна. Рядом лес, парк, где мы будем заниматься: кроссы, скоростная выносливость, прыжки. Во-первых, это бюджетно, во-вторых, то, что нужно, спартанские условия, ничего лишнего. Работая в архангельском «Воднике», мы, например, ездили на лыжную базу «Малиновка»: живешь в домиках по 5-6 человек, баня деревенская, речка, лес – больше ничего не надо, голова не болит, люди не отвлекаются.
В Апатитах будет такой базовый сбор. Потом будем шлифовать физическую подготовку, а с 5 августа выходит на лёд в Мурманске.
- Какие планы на «ледовый» этап подготовки в Ульяновске? Запланированы ли у «Мурмана» контрольные матчи?
- По играм пока ничего не могу сказать. Для нас это будет время посмотреть ребят на большом льду, соорганизоваться, определиться с основным составом и по их позициям. Работа сложная, но интересная, потому что очень много молодых ребят. Многих я и не видел на льду, но мне порекомендовали их.
После выхода интервью стало известно, что ХК «Мурман» примет участие в предсезонном турнире, который пройдёт в Ульяновске с 23 по 25 августа.
- Есть какая-то задача на Кубок России?
- Давайте так скажем. На лёд выйдем, я посмотрю на ребят. Наверное, сыграем товарищеские игры и потом уже какую-то задачу поставим. Но сейчас основная задача – подготовиться.
- Поговорим лично о Вас. Есть ли какие Ваши «места силы» в Мурманске, где Вы проводите свободное время?
- В городе таких нет, а вот за городом – да. Я же рыбак, стараюсь каждое лето здесь отдыхать. После сезона, например, «на лунке» посидеть в апреле-мае, пожить в избушке, у костра погреться. У меня и отец такой: ему уже 83 года, но он старается со мной всегда рыбачить.
- Ощущаете ли Вы на себе двойную ответственность за работу главного тренера клуба из родного города?
- Естественно, ответственность у тренера всегда есть за результат. Тут-то родной город, я думаю, что меня многие знают здесь. У меня много здесь друзей, и школьных, и детских – это точно двойная ответственность. Мне же самое главное – не подвести, но, как говорится, «Мухтар постарается!».
- А Вы себя каким тренером считаете: жёстким и демократичным?
- Когда идет тренировочный процесс, я с командой демократичный, и пошутить могу, но когда начинаются игры, то уже извините: тренер сказал – «делай», не можешь делать – сидишь со мной и смотришь в хоккей.
В игровом плане я требовательный, а повседневно можно со мной и пошутить, и поговорить. У меня дверь 24 часа открыта, со всеми проблемами ребята могут обращаться. Ведь команда – живой организм, мы все вместе решаем задачи.
Все сделали хорошо, значит, молодцы, не сделали – мы все вместе разбираем ошибки. Естественно, главная ответственность на тренере, но играют-то хоккеисты, и от тренера зависит, как ты им объяснил. Если они тебя не поняли, значит, ты уже немножко не такой тренер. И в раздевалке должна быть прекрасная атмосфера, чтобы один за всех и все за одного. Это самый главный принцип в команде.
- Если говорить глобально, то какие Вы ставите цели перед собой и командой?
- Во-первых, нужно создать команду, которая радовала болельщиков, чтобы именно в Мурманске болельщики ходили и радовались своей команде. Ребята молодые, они все горят желанием. От меня зависит их организовать, чтобы показывали красивый хоккей именно для болельщиков. Вот главное будет индикатор на моей работе, как болельщики будут реагировать на наш хоккей.
Нам надо создать команду конкурентоспособную, чтобы боялись к нам в Мурманск ехать. Надеюсь, что ребята не будут мягкими игрушками. Игра – она есть игра, всякое бывает, но нужно, чтобы была самоотдача игроков, психология такая. Нельзя играть плохо, можно проиграть, это без вопросов. Есть команды хорошие, есть мастера, всякое бывает. Вот получится создать команду, будут другие задачи.