В Единый день голосования, который в 2023 году пришёлся на 10 сентября, в ряде муниципалитетов Мурманской области предстоит избрать новые составы представительных органов власти (подробности – в материале «Голосование на сопках»). В муниципальной предвыборной кампании намерены принять участие 185 кандидатов, 70% из которых выдвинуты от партии власти. Учитывая ревностное отношение мурманской внутренней политики к партийным показателям, нетрудно догадаться, сколько шансов у других партий. Пусть даже относящихся к так называемой «системной оппозиции».
Нет нужды напоминать о разного рода законных ухищрениях и использовании административного ресурса, к которым прибегает мурвнупол, чтобы обеспечить плановые показатели. Сегодня мы расскажем о другом интересном факте, на который вначале обратили внимание наши коллеги из Карелии. Мы выяснили, что аналогичная ситуация сложилась и в Мурманске.
Речь идёт о численности избирателей.
На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем «отрицательную динамику по притоку населения». Попросту говоря, жителей на Севере с каждым годом становится всё меньше и меньше. В числе причин убыли – смертность (в том числе, от ковида и других внешних факторов) и переезд в более благоприятную климатическую зону (в том числе, релокация). Единичные случаи переезда на Север в совокупности с низкой рождаемостью не поспевают за оттоком и не восполняют человеческие ресурсы. Кроме того, прошедшая в 2020 году перепись населения внесла существенные коррективы в представление статистических данных. Так, по состоянию на 1 января 2023 года с учётом переписи населения в Мурманской области количество проживающих стало на 60 тысяч человек меньше, чем при оперативном подсчёте.
Однако, в отчётах Избирательной комиссии Мурманской области о численности избирателей по состоянию на начало текущего года мы обратили внимание на существенное расхождение данных. Судите сами:
И по данным статистики, и по отчётам избирательной комиссии на лицо сокращение населения, имеющего право голоса (18+). И даже в данных на 1 января 2022 года разница в 1,5 тысячи человек вполне укладывается в элементарную погрешность. Но вот разница почти в 50 тысяч уже на следующий год откровенно говоря непонятна.
За разъяснениями мы обратились в Избирательную комиссию Мурманской области, где нам сообщили, что данные по численности избирателей комиссия получает от миграционной службы. В свою очередь, в УФМС нам пояснили, что их база в обезличенной форме передаётся исключительно в статистику. Кроме того, они не занимаются выделением специальных категорий граждан (например, по возрасту) – всё это происходит непосредственно в статуправлении. Мурманскстат же дал понять, что их отчёты (в том числе – публичные) формируются в соответствии с внутренним регламентами и не зависят от электорального цикла.
Вполне очевидно, что такое серьёзное расхождении между данными Мурманстата и Избиркома произошло оттого, что у последнего не учтены итоги переписи населения, а значит источником данных комиссии могут быть сведения от паспортных столов (МФЦ, УК и тому подобное). Оперативные, но не объективные.
Итак, в Мурманской области по состоянию на 1 января 2023 года или совершенно случайно, или вполне намеренно появилось 49 тысяч «мёртвых» душ. Что это может означать?
Это около 10% избирателей, которые могут оказать влияние, например, и на явку, и на итоги.
Одно из последних знаковых голосований, прошедших на территории Мурманской области, – референдум по поправкам к Конституции. Несмотря на то, что голосование длилось несколько дней, явка мурманчан оказалась одной из самых низких в стране – пятое место с конца (45,15%), а сам регион не оказался среди безоговорочно подержавших новую версию Основного закона (36,33% проголосовало «против»).
На протяжении последних четырёх лет Мурманская внутренняя политика использовала стандартный («законный») выборный набор технологий – административный ресурс, двойники и суды. Активное использование админресурса было и раньше, однако его применение не было таким топорным и откровенно беззастенчивым (мессенджеры и чатики всё тайное сделали публичным). Да и из ключевых выборов были только в местный и федеральный парламенты, которые длились три дня, и на которых впервые применялось дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Согласно итоговым данным, явка на выборах в ГД по Мурманской области составила 43,84%. Примерно такая же активность была зафиксирована и на выборах в Облдуму. То есть, за год она стала чуть ниже.
Так что, эти 10% вполне могут сыграть в хороший плюс на президентских выборах, на которые АП установила планку по явке в 70%.Несмотря на «недотягивание» до плановых показателей, 55-процентная явка уже не будет казаться катастрофически провальной. И нельзя забывать, что 10% – это 10% правильных голосов. За правильного кандидата.