С каждым годом усиливается ощущение, что ремонт дорог стали делать хуже: после зимы ям в новом асфальте становится гораздо больше. Шутка, что «асфальт сошёл вместе со снегом» уже стала горькой, и после завершения очередного сезона ремонтных работ мурманчане обречённо гадают, сколько же пролежит асфальт.
Взять, к примеру, улицу Шмидта – её ремонтируют уже в четвёртый (!) раз. Но если в предыдущие годы ремонтировали теплотрассу, а затем приводили дорогу в нормативное состояние, то в этом году многострадальная улица попала в нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Причём, традиционно не вся, а лишь пару кварталов. Читатели «Арктического Обозревателя» обратили внимание, что Мурманская ТЭЦ по окончании работ в 2023 году в районе Гидрометцентра сделала практически идеальный асфальт, а в этом году его опять поменяли! Логичней было бы включить в проект участок от улицы Комсомольской до Дзержинского, так бы вся дорога стала близкой к идеальной.
Как оказалось, так и было! – в техническом задании на выполнение работ фигурирует именно тот участок, от Комсомольской до Дзержинского! Даже на информационных щитах тоже указан именно этот участок. Что мы видим в реальности? – подрядчик «Север Строй» сделал не тот участок, который указан в техническом задании и госконтракте!
Пожалуй, один из самых интересных моментов в этой истории то, что ремонт на улице Шмидта производился в рамках НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА. Более того – на глазах у всех и с ведома самого губернатора Чибиса: эта закупка производилась у единственного поставщика на основании губернаторского постановления «об обеспечении устойчивости экономики в условиях СВО и санкционного давления». Каким образом санкции оказывают давление на российский песок и такой же щебень непонятно, но подобные закупки продолжают проводить через президиум оперштаба, в котором и губернатор Чибис, и вице-губернатор Демченко, и даже зачем-то руководитель московского представительства Мурманской области Баблумян.
Нелепость ситуации ещё и в том, что проверять ход ремонтных работ на улице Шмидта заезжали оба городских главы – Игорь Морарь и Юрий Сердечкин. Но они оба в ТГ-каналах отчитались, что ремонт ведётся от Книповича до Егорова. Ладно бы Юрий Валерьевич не так давно живёт в Мурманске и мог просто не знать, где начинается и заканчивается улица Шмидта, и какие улицы к ней примыкают, но вот Игорь Николаевич наверняка знает, но, видимо, уже сказалась работа в губернаторской команде.
Но, как говорится, и это ещё не всё.
Как бы поступил справедливый управленец? – «наказал бы нерадивого подрядчика и заставил бы за свой счёт исправлять оплошность», – скажете вы.
Да, но только не в нашем случае: вместо наказания, в техническое задание внесены изменения, чтобы оправдать действия подрядчика – ООО «Север Строй» в лице Оганеса Геворкяна (учредитель – Оганес Шанкоян). Специалисты, знакомые со сферой госзакупок, знают, что замена техзадания – это существенное изменение условий договора, которое в случае нацпроекта не может быть оформлено обычным дополнительным соглашением. Это было бы возможно, если в результате работ произошло нечто, не зависящее от воли подрядчика. Однако, ничего подобного не произошло – просто стали копать не туда. Тем не менее, судя по документам, УДХ в лице Дениса Рысева воспользовались лазейкой, и «протащили» изменения через оперштаб: согласно постановлению главы городской администрации Юрия Сердечкина, который в свою очередь ссылается на решение президиума операштаба, в техническую документацию внесены изменения, как будто бы при подготовке ТЗ была допущена техническая ошибка. И с 27 июня 2023 года (по постановлению главы городской администрации) следует правильным считать участок от Книповича до Дзержинского. Другие условия остались неизменными.
Ещё пара интересных моментов.
Первый. Согласно первоначальной смете, ремонт улицы Шмидта от Комсомольской до Дзержинского оценён примерно в ₽ 27 млн (точная сумма имеется в распоряжении редакции). Она включает в себя ремонт проезжей части и тротуаров. Но даже невооружённым глазом видно, что отремонтированный участок примерно на 50 м меньше изначально запланированного. И если остальные условия контракта остаются неизменными, получается, что подрядчик даже сэкономил на ремонте около ₽ 2 млн. То есть, государственная казна не просто простила «Север Строю» прегрешения, но ещё и денег подарила. А городу Мурманску достался брак. Отмечу, что 10% в этой сумме – это деньги муниципалитета, и именно мэр Мурманска Игорь Морарь перед избранием говорил, что в приоритете его работы – рачительное отношение к бюджету. Какое-то нерачительное расточительство получилось!
Момент второй. При подготовке материала мы обратили внимание, что в прошлом году по такой же схеме (закупка у единственного поставщика) в районе домов №№ 21-23 по улице Шмидта (там, где управление ГМС и кальянная «1916» Романа Глека) был произведён ремонт тротуаров. Роман Евгеньевич мне подтвердил, что ремонт был и очень удивился, когда в прошлом году поменяли только асфальт, а в этом – бордюр. Согласно открытым данным, тротуары ремонтировала ООО «Фортуна», и должна была это сделать от Книповича до Дзержинского. В этом же году, уже «Север Строй» должен был произвести ремонт тротуаров (в рамках заключённого контракт, разумеется) от Дзержинского и до Комсомольской. Но, поскольку, всё сразу пошло не туда, ремонт тротуаров почему-то закончился на доме №33а.
Вообще, тротуары – это отдельная тема для статьи. Мы уже нашли несколько нестыковок, которые оформлены как «технические ошибки». А ведь это – наши с вами деньги, которые закатываются отнюдь не в асфальт.
И ещё. На заседании оперштаба, на котором ремонт дорог в Октябрьском округе отдали «Север Строю», присутствовал зампрокурора области. Значит ли это, что представителя надзорного органа не смутила разница в документах и реальных работах, раз и по сей день никакой реакции не последовало?
Когда материал уже был готов, нам стало известно, что на ремонт участка от улицы Егорова до улицы Комсомольской собрались выделить ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ средства, и что исправлять «косяк» «Север Строя» вроде как будет компания «Фортуна», которую связывают с Андраником Мусатяном.
Некоторое время назад мы попросили уважаемых читателей накидать варианты расшифровок аббревиатуры БКД. Их оказалось немного, но ни один из них не содержал слов «Безопасность», «Качество» и «Дорога». Вот что предложили читатели:
- Будем Класть Д*****о
- Банально Крадут Деньги
- Бюджет Крадем Дважды
- Большая Кубышка Денег
Честно говоря, не видим смысла проводить голосование по выбору «лучшего» варианта, так как почти все они связаны с бюджетом и воровством.
Этакий, нацпроект по распилу.
* «Арктический Обозреватель» ознакомился со всей документацией, копии имеются в распоряжении редакции.