Любое несанкционированное вмешательство в нашу личную жизнь чаще всего вызывает раздражение и неприязнь. При этом «вмешательство» – это не только физический контакт с неожиданными людьми, но и с применением разного рода бесконтактных способов – видеонаблюдением, интернет-слежкой, фотофиксацией и так далее. Тем не менее, всё это уже плотно вошло в нашу жизнь, стало неотъемлемой частью.
Вместе с «Ростелекомом» разбирались, как видеонаблюдение не превратить в слежку и о важности обучения не только искусственный интеллект (ИИ), но и ответственных за безопасность.
Облако или железо?
В качестве отправной точки посмотрим, как устроен Арктический центр обработки данных, который всего несколько месяцев назад презентовал «Ростелеком» в Мурманске. Сюда стекается видеоконтент с полутора тысяч камер, установленных в регионе. Плюс – туда же попадает видеопоток с «умных» домофонов. Основным заказчиком телекоммуникационной компании стало областное правительство, однако Арктик-ЦОД изначально задумывался коммерческим, а значит и клиенты предприятия – это не только государство, но и частный бизнес. И малый в том числе. Приоритетным направлением деятельности (на данном этапе, разумеется) Арктического ЦОДа является предоставление места для размещения клиентских серверов. То есть, колокация – физическая установка клиентского оборудования в специально оборудованном помещении (уж простите за тавтологию). Первым и пока основным клиентом ЦОДа является правительство Мурманской области; на четырёх стойках размещены серверы центра информационных технологий, в которые как раз и сходятся данные, получаемые с камер видеонаблюдения. Как рассказал руководитель оперативно-ремонтной группы мурманского филиала «Ростелекома» Дмитрий Лапшин, есть большая уверенность в том, что к концу года сторонними серверами будут заняты 12 стоек.
Зачем ЦОД?
Рано или поздно возникает ситуация, при которой объем физического пространства на жёстких дисках «бытовых» компьютеров или на сотовых телефонах заканчивается. Тогда на помощь приходят мобильные накопители (внешние жёсткие диски или флэшки) и облачные сервисы. Но такими «костыльными» решениями можно обойтись, когда речь идёт об относительно небольшом объеме данных. Впрочем, уже сегодня простой минутный «кружок» в Телеграм весит около 10 Мб, и каких-то 20 лет назад для его переноса с компьютер на компьютер потребовалось бы восемь 3,5-дюймовых дискет.
Другая проблема, которая возникает также необратимо – обеспечение сохранности данных, и для её решения стали появляться центры обработки данных, имеющие многоуровневую защиту. Надо сказать, что Арктический ЦОД Ростелекома – далеко не единственный. Операторы связи, интернет-провайдеры, да и просто большие компании стали создавать подобные защищённые хранилища. Особенность мурманского в том, что от идеи до начала эксплуатации прошёл всего год, в то время как некоторые компании всё ещё находятся в стадии проектирования.
Повторюсь, одна из важных особенностей любого ЦОДа – его многоуровневая и многоконтурная защищённость: от перепадов и от падения напряжения, от природных катаклизмов, даже от человеческого фактора. Например, при полной загрузке Арктического ЦОДа «Ростелекома» в случае отключения электроэнергии, батареи продолжать давать ток 15 минут. Но по факту автоматика за считанные секунды переведёт систему на автономный источник питания (дизель-генератор) и всё продолжит работать в штатном режиме.
Согласитесь, если бизнес связан с обработкой большого массива данных (Big Data), то гораздо выгодней заплатить за аренду места в ЦОДе, чем вкладывать бешеные деньги в обустройство собственной серверной. Мой личный опыт показывает, что в случае наличия возможности физического доступа к внешнему серверу, вариант с собственным ЦОДом – проигрышный. К тому же, «Ростелеком» предлагает не только аренду места, но и всю сопутствующую инфраструктуру (выделенные каналы доступа, коммутаторы, VPN и так далее).
Достаточно много внимания в Мурманском филиале Ростелекома уделено жизнестойкости всей системы, и Арктического ЦОДа, как её части, соответственно. Ещё пару-тройку лет назад падение интернета в Мурманской области, и следом – всех сервисов, связанных с глобальной паутиной, не было редкостью. Основной причиной ухудшения качества связи были обрывы оптики в соседней Карелии. Сейчас же, по словам заместителя директора Мурманского филиала «Ростелекома» Юлии Бондарович, таких проблем нет, так как компания «развела» основной и резервный каналы. Если вдруг происходит обрыв на основной ветке оптики, автоматика переключается на резерв и качество предоставления услуг практически не падает.
В комментариях, особенно в сообщениях о телеком-отрасли, читатели периодически ругают одних операторов связи и хвалят других. Чаще всего порицание и хвала основаны на противопоставлении. Смею ещё раз заметить, что мы в «Арктическом Обозревателе» пользуемся услугами почти всех операторов и провайдеров: у каждого есть достоинства и недостатки, и каждый из них хорош в одном или нескольких сферах применения.
Учиться, учиться и учиться!
Вернёмся к ЦОДу и видеонаблюдению. Точнее – к видеоаналитике на основе видеонаблюдения. В октябре, когда центр был презентован, я поинтересовался у вице-президента «Ростелекома» Александра Логинова – есть ли алгоритмы, позволяющие не просто отслеживать гражданина, но и оценивать уровень его адекватности.
Как выяснилось, есть! Уже сейчас в мурманских школах, в которых установлены системы мониторинга, отрабатывается алгоритм «свой-чужой». Однако, если ограничиться только простейшим навыком, то повторения трагедии в Казани, увы, не избежать. По этой причине в программное обеспечение (своего рода «искусственный интеллект» видеоаналитики) постоянно вносятся необходимые алгоритмы, которые в будущем позволят определить, например, степень вменяемости человека.
В Мурманске практически не осталось слепых зон, и с использованиям системы виденаблюдения можно отследить все перемещения отдельно взятого гражданина. Но! всё это будет банальной слежкой, которая в конечном итоге может ни к чему и не привести. Все же помнят, как в 2019 году вандал разгромил витрины на первых этажах по улице Коминтерна. Его злодеяние попало на камеры наблюдения, тем не менее и по сей день его личность не установлена и, соответственно, он не задержан и не наказан.
Другими словами, вся система видеофиксации без должной аналитики действительно превращается в подглядывание сквозь замочную скважину. То есть, кроме того, что программисты должны научить алгоритмы ИИ работать «правильно», необходимо обучение и специалистов, которые имеют или могут иметь доступ к аналитике. Речь, например, может идти о сотрудниках правоохранительных органов, которые занимаются расследованием преступлений.
Или же, взять банальное ДТП. Сейчас многие аварии оформляются по европротоколу, но выезд сотрудника ГИБДД никто не отменял. Нет нужды говорить о том, сколько времени может продлиться ожидание «гаишника» и сколько ещё ему потребуется для составления протокола, замеров периметра и зарисовки схемы ДТП. И сколько времени будет затруднено движение на этом участке, где произошла авария! Однако, если бы уличные камеры были бы способны не только фиксировать, но и оценивать ситуацию, то и участникам ДТП, и сотруднику его оформляющего, не пришлось бы тратить драгоценное время. Да и пробки возникали реже. Тем более, что согласно статистики, подавляющее большинство ДТП происходит лишь с механическими повреждениями, а значит «железо» можно доверить такому же «железу», только под управлением умных алгоритмов и бдительным оком обученного сотрудника.
В завершении вернёмся к высокотехнологичному «железу» Арктического ЦОДа. Сам процесс обработки большого объема данных на этом «железе» – энергоёмкий. И как каждый энергоёмкий процесс – этот тоже сопровождается высвобождением большого количества тепла, что не может не влиять на окружающую среду. Быть может, в скором будущем «Ростелеком» сможет использовать и тепло, как побочный продукт обработки даных. На обогрев здания, конечно, не хватит, но сделать теплицу и выращивать, например, популярную микрозелень – вполне. Ведь разводят же осетров на ферме близ Кольской атомной!
Выражаю благодарность заместителю директора Мурманского филиала «Ростелекома» Юлии Бондарович, руководителю оперативно-ремонтной группы Дмитрию Лапшину и пресс-секретарю компании Ирине Берченко за содержательную экскурсию по Арктическому ЦОДу.