Правительство РФ подготовило поправки в федеральное законодательство о транспортной отрасли, целью которых является обеспечение бесперебойной деятельности в условии нынешних санкций. Данная вынужденная инициатива, как заявляет кабмин, представляет собой меры поддержки гражданской авиации, морского и внутреннего водного транспорта, а также железнодорожного и автомобильного транспорта.
Согласно одному из пунктов законопроекта, правительство предлагает установить право ограничивать заход иностранных морских судов в российские порты и на внутренние водные пути, которые ходят под флагами «недружественных» стран. Таким образом, под контрсанкции могут попасть суда из Северной Европы, в частности – из Норвегии, Исландии и Дании. Но насколько ощутимо это будет для мурманского порта?
Возьмём за основу данные портала MarineTraffic, отслеживающего движение судов по всему миру. В пятницу, 11 марта, сервис показывал, что в акватории порта Мурманск находилось четыре судна под иностранным флагами, два из которых – из «недружественных» стран (Норвегия и Дания). Ещё два балкера, пришвартованных у причалов Мурманского морского торгового порта, зарегистрированы в Панаме и Либерии. Спустя несколько дней в водах Кольского залива остался только небольшой норвежский траулер.
Как сообщили «Арктическому обозревателю» в администрации порта Мурманск поспешных действий по недопуску иностранных судов не предпринималось, а число морского транспорта, который может попасть под предлагаемые меры сложно оценить, но говорить о серьёзном масштабе не представляется возможным.
В Мурманском морском рыбном порту также прокомментировали инициативу правительства. По заявлению представителя компании, за последнее время к причалам ММРП пришвартовывались около 5-6 норвежских судов в месяц при общем количестве 40-50, но цифры могут сильно разниться в течение года. Однако уже сейчас норвежцы решили не заходить в Кольский залив, хотя свои порты они оставили открытыми для российских траулеров.
«Норвежские транспортные компании приняли сугубо политическое решение о приостановке транспортировки рыбы и морепродуктов в рыбный порт Мурманска. Порт всегда открыт к диалогу и сотрудничеству со всеми компаниями вне зависимости от национальности и расовых предрассудков. Однако, решение остаётся сугубо на стороне Норвежского Королевства, в порт не заходить, но и свои порты не закрывать» - сказал «Арктическому обозревателю» исполнительный директор АО «ММРП» Даниил Полещук.
«Арктический обозреватель» также обратился к АО «СУЭК», которое занимается перевалкой угля в Мурманском морском торговом порту, и ожидает в ближайшее время комментарий.
К слову, планируемое установление запрета на допуск судов в российские порты затронет, скорее всего, не все корабли под флагами «недружественных» стран. К примеру, ряд российских рыболовных компаний фрахтуют траулеры в той же Норвегии, и в данном случае правительство может сделать для них исключение. И с учётом этого, а также текущего положения дел в акватории Кольского залива, порт Мурманск вряд ли сильно пострадает от незахода судов ряда иностранных государств.
Фото: Ян Сильченко