В предыдущем материале я уже упомянул, что Челябинск – едва ли не единственный город, в котором торговля уступила место производству. Причём, тяжёлой промышленности, что оказало воздействия н окружающую среду и экологию. Видимо, по этой причине появилось множество шуток про «суровость челябинцев», и не без исключения: по уровню воздействия на окружающую среду Челябинск занимает лидирующие позиции. Тем не менее, мне удалось побывать практически на стерильном производстве и самолично убедиться, что даже чёрная металлургия может быть зелёной.
Коркинский разрез
Но начну, пожалуй, с одного уникального проекта по рекультивации земель. В районе населённый пункта Коркино есть карьер, в котором до 2017 года с переменным успехом добывали бурый уголь. Всего более чем за 70-летнюю историю разреза из недр извлекли около 250 млн. тонн угля и ещё в шесть раз больше грунта. Не случайно Коркинский угольный разрез стал самым большим в Евразии и вторым в мире по размерам – его глубина более 500 м, а длина верхнего кольца почти 10 км.
Как я уже сказал, в 2017 году добыча угля в карьере окончательно остановилась, однако это не означало, что с завершением эксплуатации кончились и проблемы. Как выяснилось, всё только начиналось. Бурый уголь Коркинского месторождения при определённых природных условиях имеет способность нагреваться, а чрезмерный нагрев в свою очередь приводит к возгораниям и пожарам. Старейшие работники карьера рассказали, как при пожарах огромный карьер окутывался едким дымом, и при небольшом ветре его разносило по окрестным населённым пунктам. Молоко было такое, что не было видно ничего на расстоянии вытянутой руки.
Вторая проблема – постоянные оползни и обвалы, которые происходили вследствие эксплуатации карьера с нарушениями технических условий и элементарных мер безопасности. Дошло до того, что посёлок с поэтичным названием Роза стал «сползать» в карьер и чтобы не допустить жертв, его жителей переселили из аварийно-опасного района.
После передачи карьера в управление «Русской медной компании» было предпринято несколько важных шагов. Во-первых, была начата работа по укреплению стенок карьера во избежание их обрушений. Во-вторых, на дно карьера по технологическим каналам запустили специальный материал, получаемый в результате переработки сырья с расположенного недалеко Томинского ГОКа. Кроме того, дно карьера на настоящий момент затоплено, очищенной водой. По поводу чистоты воды ни у кого сомнений нет – произошло зарыбление искусственного озера форелью и другой рыбой, а кроме того в карьере «прописалась» стая уток (которая там же и зимует), и иногда водоём посещают лебеди.
По специальным каналам в карьер поступает строительный материал в очень мелкой фракции (несколько микрон), который при взаимодействии с остатками угля, находящимися в стенках карьера, атмосферой и водой «запечатывает» каналы и предотвращает поступление воздуха, тем самым предотвращает возникновение пожаров.
По оценкам «РМК», стоимость проекта по рекультивации может достигать несколько десятков млрд рублей, и он должен завершиться к 2042 году. И, возможно, к этому времени в Розу смогут вернуться жители, которые были переселены из аварийного района. А сам карьер превратится в рекреационную или туристическую зону.
И возвращаясь к первому материалу про Челябинск напомню, что именно руководитель проекта по рекультивации Коркинского карьера рассказал, что начинал трудовой путь в Ковдорском ГОКе, и очень порадовался, что Ковдор сейчас преображается в лучшую сторону.
«Высота 239»
«Что такое «Высота 239»? – и это первый вопрос, который задают посетители «Челябинского трубопрокатного завода» (ЧТПЗ).
Всё оказалось довольно просто: «Высота 239» – это цех по производству труб большого диаметра, а название было выбрано следующим образом: среди сотрудников был объявлен конкурс на… самое необычное название. Победила идея назвать в честь отметки высоты географической точки, на которой сам цех и расположен. И здесь всё пропитано этой концепцией, даже гостевой вход находится на втором этаже, на который можно попасть на панорамном лифте.
Отступление по технике безопасности. Прежде чем попасть на любое производство, посетителю необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Это правило появилось довольно давно и раньше это выглядело как скучнейшая лекция по запретам. Сейчас же многие производственные компании решили, что инструктаж может и должен быть интересным, и пошли по пути креатива – где-то снимают фильмы, где-то запускают 3D-графику. На ЧТПЗ инструктаж выглядит как мультфильм по мотивам первых компьютерных игр, где «главный герой» нарушает правила и расплачиваться жизнью. И после каждого промаха идёт лайф-хак как не растерять жизни. Такие же плакаты по ТБ развешаны по всем цехам как напоминание, что жизнь одна.
Облачившись в белые халаты и каски мы поднялись на второй этаж, где нас в такой же белоснежной спецодежде встречал начальник участка Александр Ердаков, который и стал нашим экскурсоводом. Первое, что бросилось в глаза (после белоснежных спецовок) – длиннющая галерея, которая словно уходила за горизонт. Оказалось, эта галерея сделана специально, чтобы проводить экскурсии, да и просто глаз радовала. Вдоль всего маршрута следования, а это – почти километр – фотографии селебрити, некогда посещавших завод. Это может показаться необычным, но мэр Москвы Сергей Собянин начинал трудовую деятельность именно в Челябинске. Тогда этого цеха ещё не было, и Сергей Семёнович трудился обычным слесарем на трубопрокатном заводе № 69.
А ещё на галерее организована выставка образцов продукции, которые изготавливаются на «Высоте 239». Как рассказал начальник участка, в цехе не боятся экспериментировать, но при этом сохраняют высокие стандарты качества, которое контролируется на различных участках лине по одному разу. Среди поставщиков ходит своего рода присказка о бессмысленности отгружать на «Высоту 239» некачественные заготовки: «найдут, забракуют и вернут обратно».
Проходя по галерее невозможно было не обратить внимания на то, что в огромнейшем цехе практически нет сотрудников, несмотря на то, что на производстве занято несколько тысяч человек. Практически всё производство на заводе автоматизировано и поставлено на конвейер. И чтобы изменить производственную задачу, например, перейти с одного диаметра трубы на другой, потребуется всего 3-3,5 часа.
Из любопытного. Здесь реализована цветовая дифференциация спецодежды по профессиям – помимо белой униформы (это инженеры, руководство и гости) есть ещё жёлтая, красная, чёрная.
Кроме выставки «производственных достижений», на гостевой галерее расположена и мини-аллея спортивной славы. Как говорят сотрудники, на «Высоте 239» приветствуется и поощряется спорт, что подтверждается огромным количеством завоёванных кубков в самых разных дисциплинах – и футболе, и волейболе, и хоккее, и даже в шахматах.
Однако, «вишенкой на торте» можно считать… сад камней! Он расположен на крыше камеры, в которой после покраски сохнут трубы. Говорят, идея возникла совершенно случайно, но очень быстро получила поддержку и воплощение. Впрочем, как и любая другая идея, которая рождается на «Высоте 239».