В самом западном муниципалитете Мурманской области состоялся грандиозный праздник, приуроченный к 20-летию МХК «ЕвроХим». Казалось, на Уютную площадь вышел весь город (что было не далеко от истины). Надо сказать, что ковдорчане меня всегда поражали такие единением: будь то Гиперборейский Новый год, который отмечается в день зимнего Солнцестояния, или же Экстремальный забег на Варсе, который собирает любителей экстремальных гонок уже не только со всей области, но и со многих уголков страны. А был бы погранпереход и дорога в Финляндию, то не исключено, что участников было бы больше за счёт иностранных команд.
Пункт пропуска плюс дорога равно развитие туризма
Идея организации погранперехода между Финляндией и Россией витает в воздухе уже не один десяток лет. Тем более, что фактически дорога между двумя странами есть (правда, не в очень хорошем состоянии), и ещё лет 15 назад Ковдор считался приграничным городом, попасть в который можно было только имея соответствующее разрешение. Новый импульс развития моногород получил с началом реализации проекта «Ковдор – столица Гипербореи». Тогда же вспомнили и о существующей дороге, и вернулись к вопросу организации погранперехода с Финляндией.
Однако, на пути реализации этой идеи возникло два практически непреодолимых условия в виде нежелания обоих государств финансировать этот проект. По сведениям «Арктического Обозревателя», на обустройство пункта пропуска с российской стороны объём вложений оценивался порядка ₽ 4 млрд частных средств. Это означало, что инвестор через этот МПП должен наладить постоянный внешнеторговый оборот, чтобы «отбить» вложения. А это практически нереальная задача. В перспективе интересы могут измениться, тем более, что в Финляндии наметились предпосылки по развитию этой приграничной территории (разработка апатитового месторождения, аналогичного ковдорскому).
И пока перспектива создания международного пункта пропуска в 25 километрах от Ковдора пока кажется туманной, есть проекты развития транспортной инфраструктуры, позволяющей связать Ковдор с Алакуртти и Саллой по автодороге вдоль госграницы. Это в перспективе может стать ещё одним плюсом в развитии моногорода и его проектов, один из которых – «Ковдор – столица Гипербореи» – уже неоднократно побеждал на всевозможных конкурсах по развитию территорий.
Но это всё перспективы не одного года. Возможно даже не одной пятилетки. И пока строятся планы, с внятными перспективами их реализации, в Ковдоре шаг за шагом происходят изменения. Например, в отличии от той же Кировско-Апатитской агломерации, в Ковдоре гораздо лучше обстоят дела с дорогами – они там есть, они ремонтируются и они без ухабов. В ближайшей перспективе также отремонтировать и тротуарную сеть. Она, конечно, в несколько раз меньше, чем в других небольших городах области – всего пару десятков километров, и в ближайших планах существенно её благоустроить и подготовить под развитие велосипедной инфраструктуры.
Аналогичная ситуация и с дворами – почти в каждом ковдорском дворе есть детская площадка, пусть небольшая, но она есть. Кроме того, есть внятный план по приведению дворов в надлежащие состояние, который также реализуется. Не скажут, что быстро и успешно, как хотелось бы, тем не менее изменения заметны. Они значительны.
Ещё из наблюдений – жизнь в городе начинает бурлить после шести часов вечера, когда заканчивается рабочий день на градообразующем предприятии. На улицах становится много машин, а молодёжь собирается на «тусовки» у знаковых мест (или злачных – кому как нравится). Впрочем, такие молодёжные тусовки – это скорее глобальная проблема, а не только отдельно взятого моногорода, в котором (как и в любом другом подобном) она проявляется наиболее остро и заметно.
А вот на благоустройство городских, дворовых и приусадебных территорий порой не нужно много денег: достаточно проявить фантазию и найти умелые руки. Дальше – дело техники. Кроме того, можно, например, написать проект, подать заявку на грант и получить финансирование. При этом резервный фонд области остаётся не тронутым. Возможно, поэтому уровень доверия к главе города значительно выше, чем к главе региона.