В конце апреля авиакомпания «Россия» объявила о старте всероссийского голосования по выбору имён для воздушных лайнеров отечественного производства в честь городов – центров туристического притяжения.
Редакция «Арктического Обозревателя» решила не оставаться в стороне, и запустила собственное голосование с целью определения центров туристического притяжения в Мурманской области. Мы задали вопрос: Какой туристический центр Кольского Заполярья мог бы украсить борт самолёта авиакомпании «Россия»?, и в качестве вариантов ответов предложили пять наиболее «раскрученных» мест Кольского полуострова – Ковдорская Гиперборея, Терский берег, курорты Хибин, Териберка и новоиспечённое (перспективное?) турнаправление в Никеле. Голосование проводилось в ТГ-канале и паблике «АО» ВКонтакте.
Некоторые читатели предложили и свои варианты – Сейдозеро и Тулому, но в общем зачёте эти территории не участвовали. Сегодня мы подводим итоги народного голосования и, как и обещали, обратимся к главам муниципалитетов с предложением принять участие в конкурсе.
Несмотря на громкие слова о светлом туристическом будущем бывшего посёлка металлургов и перспективы многомиллионных вложений в индустрию путешествий, веры в туристический бум на северо-запад области – Печенгский район – оказалось немного: за Никель проголосовало ожидаемо мало – всего 8,4% опрошенных. Кроме Никеля есть ещё и другие «достопримечательности» Печенгского района – Лиинахамари, например, где, по заверению губернатора Андрея Чибиса за 1000 рублей можно купить лицензию и ловить крабов. Правда, пока краболовов ловят исключительно силовики, которые не гнушаются выписывать многотысячные штрафы браконьерам. Пока туманна и перспектива строительства там же очередного горнолыжного курорта – когда появится новый Роза Хутор в регионе неизвестно.
Чуть менее 16% опрошенных отдали голоса за Терский берег: Кузрека, Варзуга, Умба, Кашкаранцы, Оленица… старинные поморские сёла хорошо известны уже не только мурманчанам, но и далеко за пределами региона. Особенно «прославился» Терский берег в эпоху прошлогодних ограничений из-за коронавируса: несмотря на закрытые границы, там во всю шла охота на медведей, а местная администрация отвечала, мол, раз есть разрешение – значит можно. Да и очевидно, что ведомство Лены Лукичёвой вряд ли стало бы противостоять охотничьим ружьям и собачим сворам. Но если отбросить околокриминальную составляющую, то Терский берег, особенно в летнюю пору, – это источник невероятной энергии и настоящий центр притяжения. Чего тут только не происходит: и праздник Поморской Козули, и гребная регата, и различные фольклорные фестивали, и даже турниры по восточным единоборствам! В общем, Терский берег – самый яркий образец сельского и событийного туризма в Мурманской области. Одно из немногих ограничений – Умба: она входит в зону ограниченного пребывания иностранцев. По этой причине в административном центре нельзя проводить международные мероприятия.
Прославленная «Левиафаном» Териберка – на третьем месте нашего голосования: за побережье Северного ледовитого океана проголосовало 20,33% опрошенных. Сейчас уже мало кто помнит, но именно журналисты первыми обратили внимание на село не как плацдарм для Штокмановского проекта, а как на возможный туристический центр. И не прогадали: за семь лет с момента выхода фильма Териберка «обзавелась» многочисленными мероприятиями, а в зимние месяцы вся область буквально с замиранием сердца следит за перекрытиями дороги в сторону села и переживает за застрявших туристов. А сколько блистательных фотографий Северного сияния сделано на суровых берегах океана! Многие из авторов снимков даже становились лауреатами престижных фотоконкурсов, что несомненно вкладывают свою лепту в популяризацию Териберка как центра туристического притяжения.
Второе место читатели «Арктического Обозревателя» отдали Хибинам и их горнолыжным курортам. Даже самое продолжительное закрытие Кировско-Апатитской агломерации по причине коронавируса в 2020 году не повлияло на позиции в российском рейтинге горнолыжных курортов: они по-прежнему уверено входят в пятёрку лучших. К слову, сами склоны и лыжные трассы были популярными ещё во времена СССР. В зимний период в Апатиты приезжали едва ли не со всех уголков Советского Союза. Так что нынешная «раскрутка» – это фактически второе дыхание для горнолыжных курортов, которые должны соответствовать совершенному уровню комфорта и сервиса.
Безусловный лидер народного голосования – столица Гипербореи – Ковдор. Задуманный всего несколько лет назад проект по развитию территорий к 2021 году уже стал многочисленным лауреатом всевозможных конкурсов. Этому способствует огромная работа местных краеведов, которые обнаруживают всё новые и новые артефакты и ищут им объяснение. А если не получается найти, то, по словам нашего коллеги Алексея Венедиктова, придумывают красивую легенду, которая и служит источником притяжения. За недолгое время существования проекта «Ковдор – столица Гипербореи» в самом западном муниципалитете Мурманской области придумали и провели множество культурных мероприятий: Гиперборейский новый год, Саамские игры, Экстремальные гонки (причём, в двух версиях – летних и зимних) и Гиперборейский шахматный турнир с гроссмейстером Анатолием Карповым. А буквально во время подготовки этого материала стало известно, что благодаря проекту «Живое наследие», Гиперборейская столица появилась на интерактивной национальной карте локальных культурных брендов России, а вот в Мурманской области на этно-туристический проект власти пока реагируют очень слабо. Вплоть до того, что не желают оказать содействие в лоббировании интересов региона и привлечению в Ковдор иностранных туристов: идея реконструкции автодороги между Россией и Финляндией в этом месте с обустройством пункта пропуска так повисла в воздухе, а во время итоговой пресс-конференции губернатор Андрей Чибис и вовсе свалил всё на нежелание финнов.
Надо отметить, что между Ковдором и Хибинами развернулась настоящая борьба: если в пабликах «Арктического Обозревателя» читатели отдавали предпочтения столице Гипербореи, то пассажиры аэропорта «Мурманск», которые проголосовали в паблике воздушной гавани, выступили как раз за Хибины.
Безусловно, когда хотя бы заработает туристический портал (не говоря уже про его «раскрутку»), жителям России будут представлены более широкие возможности для путешествий по Мурманской области, чем уместилось у этой статье. И, возможно, на нашу публикацию обратит внимание и глава комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев, который, наконец, отвлечься от созерцания роста грибов и не будет путать Кузреку с Курзекой.
И ещё. «Арктический Обозреватель» окажет всяческую поддержку нашим муниципалитетам в продвижении туристических брендов на всероссийском уровне.