Пару дней назад наши коллеги из карельского «Московского Комсомольца» побывали в Мурманске на праздновании Масленицы. Гуляния на ярмарке на улице Воровского произвели неизгладимые впечатления на нашего коллегу Максима Берштейна, который увидел в театрализованных представлениях отсылку к торжествам 30-х годов, где во главу угла стояла борьба с иностранцами как символ патриотизма (в кукольном представлении на нашей ярмарке герой русских сказок Петрушка избил иностранного туриста). Что ж, оставим это на совести областного театра кукол и в качестве алаверды «Арктический обозреватель» неделю провёл в Петрозаводске, рассказывает и показывает, что из себя представляет столица Республики Карелии, которая совсем недавно отметила 100-летний юбилей.
Дмитрий Артёменко, арктический обозреватель:
Скажу от себя, что данный материал как никогда будет субъективным и вот почему. Во-первых, в Петрозаводске находится моя альма-матер – Петрозаводский государственный университет, где мне удалось проучиться 6 лет, получить одно образование и недополучить второе.
Во-вторых, Петрозаводск – моя вторая родина. Здесь до сих пор проживает много родственников по одной из родословных линий, и поездки в этот город ещё с самого детства были регулярны. Я рос, и город рос на моих глазах. Спустя три года после возвращения в Мурманск я захотел пересобрать у себя в голове представление о том месте, где получил образование и которое для меня навсегда останется в сердце. Ну-с, поехали.
Полную историческую справку приводить не будем, но отметим, что из-за соседства с Петербургом и небольшой разницы по дате основания, Петрозаводск нередко называют «младшим братом» города на Неве. Кстати, через два года столица Карелии будет отмечать уже 320-летие. Такой возраст подчёркивает многообразие в городской архитектуре.
Начнём наш обзор с того места, которое чаще всего видят жители Заполярья – с вокзала Петрозаводска. Последние пару лет это место заметно преобразилось. К столетию Карелии ж/д вокзал практически полостью обновился: свежий фасад, новый шпиль, ремонт входной группы и указателей, а также построенный над платформами крытый мост, который выглядит убедительно и современно.
Хотелось бы остановиться как раз на маршрутизации вокзала. Невероятно, но в любое время доступ на перрон свободный, а не как на его собрате в Мурманске. Никаких лишних заборов и угрюмых охранников. К тому же, никого не заставляют проходить через металлорамку, поэтому возникает вопрос, почему тогда на вокзале столицы Заполярья такие тюремные условия. Возможно, в Петрозаводске больше свободы, так как мост на вокзале предназначен не только для прохода на соседнюю платформу, но связывает центр с микрорайоном Перевалка. В любом случае, странные коронавирусные правила мурманского вокзала ещё больше смущают.
Выходим на одну из трёх главных площадей – Гагарина. Здесь встречает ансамбль «сталинок», который всё к тому же юбилею Карелии обновили. Маленькая радость: если будете в вечернее время на площади Гагарина и прилегающей части проспекта Ленина, то вас приятно удивит подсветка фасадов домов в «питерском» стиле.
Идём по Ленина и начинаем понимать, что в этом городе что-то не так с вывесками как, например, в Мурманске. Всё просто: местные власти обязали бизнесменов привести все рекламные конструкции к определённому стандарту. Этот дизайн-код, кстати, даже одобрил небезызвестный блогер Варламов, однако противники данной идеи всё равно были. Те самые предприниматели, которых заставили за свой счёт обновить вывески, до сих пор судятся с городской администрацией. Не будем вставать здесь на чью-либо сторону, но глаз всё равно рефлекторно радуется отсутствию уродливых баннеров во весь дом или ядовитым конструкциям на фасадах.
На фасадах тоже заострим внимание. По всему проспекту были проведены работы по покраске домов. Да вот только сделано это было в стиле а-ля «потёмкинские деревни». Если со стороны улицы фасады идеально выкрашены, то вот во дворах – грусть и разочарование, схожая с классическим домом в центре Мурманска, где штукатурка обсыпалась спустя год после ремонта. Только в центре Петрозаводска решили не заморачиваться и вообще не красили фасады во дворах.
Дмитрий Артёменко, арктический обозреватель:
Немного отойдем от темы и поговорим в целом об отдыхе в Петрозаводске. Приезжать сюда лучше в крайние сезоны – пиковой зимой и летом. Чтобы всё не пропустить достаточно пройти город за 3-4 дня. Очень много активностей есть за пределами ПТЗ. Это и горнолыжный склон «Ялгора», и сплавы по реке Шуя, и туркомплекс «Karjala Park». Мне же всегда был по душе именно центр города, поэтому приведу список ТОП-3 любимых мест в Петрозаводске: ламповая улица Дзержинского, территория у памятника-пушки в районе реки Лососинка и ансамбль площади Ленина, в котором сочетаются все эпохи, пережитые столицей Карелии.
А вот с дорожной инфраструктурой в Петрозаводске существуют проблемы уже не первый год. Если отойти от главной магистрали города чуть дальше, то можно наблюдать всю палитру ям и полной безнадёги по уборке. Один из таких примеров – стык улиц Антикайнена и Первомайской в районе моста.
Мосты – это вообще отдельная «песня» Петрозаводска. Из-за двух рек, которые протекают в черте города (Лососинка и Неглинка), центр столицы Карелии чуть ли не утыкан мостовыми конструкциями. В самом сердце Петрозаводска - их восемь и каждый из них требует соответствующего содержания. Однако не всегда мост получают своевременный ремонт. Петрозаводчане до сих пор не могут привыкнуть к тому, что одна из таких длинных переправ (Гоголевский мост) наконец-то доступна для автомобилей, хотя проезд был закрыт аж шесть лет!
Естественно, из-за перекрытых мостов возникают проблемы и по маршрутам городского транспорта. Даже сложно вспомнить, сколько раз троллейбусные пути менялись за последнюю пятилетку. Но это не единственная проблема общественного транспорта. Главная из них – ужасно короткий режим работы троллейбусов и маршруток (полноценных автобусов в Петрозаводске уже давно нет). Мурманчанину сложно будет представить, если маршрут какой-нибудь «четвёрки» или «шестёрки» перестанет работать к 23 часам. В Петрозаводске же практически весь транспорт перестаёт выходить уже в 22 часам! А последняя маршрутка по центру города проезжает, когда ещё не наступает полночь. Хорошо, что есть альтернатива – дешёвое такси. Хотя местные всё чаще жалуются, что Яндекс в последнее время начал «борзеть»…
Но есть и большой плюс по сравнению с Мурманском – активные темпы жилищного строительства. В Петрозаводске год за годом из ничего вырастают многочисленные жилые комплексы как на окраинах, так и во многих микрорайонах, прилегающих к центру. Реновации Больнички только снится такое скоростное строительство.
Исполины-небоскрёбы и являются одним из факторов, благодаря которым петрозаводчане могут остаться в городе, а не переезжать в более благоприятные для жизни места. Все эти ЖК – воплощение нового Петербурга, но этого, конечно мало. Петрозаводск страдает по части уборки, транспорта и неприлично ужасного качества дорог. Жителям Мурманска на таком фоне грех жаловаться.
Подобные недостатки вкупе с динамикой жилищного строительства только подчёркивают все признаки провинциального города. Тем более, когда обслуживание дорог и дворов требует полярного вмешательства из-за особенностей климата, Петрозаводск становится похожим на самый обычный провинциальный город Русского Севера со своей историей, насчитывающей более трёх веков. Туристические наклонности, обилие магазинов местных и федеральных сетевиков (тот же «Перекрёсток» здесь появился ещё три года назад), как таковое отсутствие городского стиля в духе «never sleep» приводит к одной мысли: Петрозаводск – провинциальная выжимка нашего Русского Севера со своими радостями и горестями.
Вывод здесь напрашивается только один: каждый должен посетить прекрасный город, но не сильно обольщаться от «фантиков».
P. S. Честно, я люблю Петрозаводск. Это очень приятный и душевный город, с которым у меня своя история взаимоотношений. Здесь много живут моих друзей, родственников и знакомых, с которым приятно проводить время и вспомнить о временах, которые мне посчастливилось здесь провести. Но на этом всё.
Меня поражает, до какой ужасной степени довели состояние города, а попытки вернуть всё к «заводским настройкам» не всегда оканчиваются успехом. Но верю, что Петрозаводск станет лучше, хотя на ПМЖ я вряд ли сюда вернусь.