Данная статья содержит только размышления автора, и никакой инсайдерской информации, будет интересно сравнить версию с реальностью.
И так, одним из важнейших инвестиционных проектов Мурманской области было строительство угольного терминала в порту «Лавна». При этом для его реализации был создан инфраструктурный проект по развитию Мурманского транспортного узла, в виде строительства железной дороги, на правый берег Кольского залива.
В 2014 году были согласованы проекты и начато строительство морского торгового порта Лавна.
Основой порта должен был стать терминал по перевалке угля, и ряд компаний должны были заключить с ООО «Морской торговый порт Лавнва» договор об обязательствах загрузки мощностей около 14 млн тонн в год. Однако до 2019 года данного договора заключено не было. Кроме того, в 2020 году в результате падения мировой экономики, оценив потенциал спада мировой экономики, и спроса на уголь, в результате принятых парадигм «зеленой энергетики» в Европе, и «газификации» в Китае, угольные компании вообще объявили об отказе от участия в проекте терминала «Лавна».
Здесь хочется вспомнить о «городе мечты на правом береге» который так рекламировал губернатор. Именно на основании реализации этого проекта и строился его воздушный город.
Однако стоит признать за губернатором правоту: в данный проект вложено слишком много денег, чтобы от него отказаться или даже просто заморозить.
Небольшой флэшбэк. По результатам посещения Мурманской области председателем правительства Михаилом Мишустиным, был сформирован документ «Поручения правительству», в пункте 6 которых значится разработать планы по развитию Мурманского транспортного узла, с увеличением пропускной способности железнодорожного сообщения до 100 млн. тон в год, до 2035 года. И синхронизировать сроки сдачи железнодорожной ветки и строительства угольного терминала.
Что ж, синхронизировать похоже удалось: оба проекта сейчас значатся как «неизвестно когда будут выполнены». Но хочется указать, что данный статус является техническим, инициированный, по моему мнению, вполне конкретными людьми с вполне конкретной целью, но об этом ниже.
Минутка политики: По моему мнению нужно иметь гигантскую наглость, стальные япки, и безграничную веру в свою «крышу», чтобы решиться на такую подставу премьер-министра. Решение о разрыве договора по строительству железнодорожного узла не принимаются спонтанно. То есть, о таком намерении 21.10.2020 года должно было быть известно нужным людям. А о том, что угольные компании не смогут обеспечить загрузку угольного терминала, уже к указанному моменту было известно. В результате премьер-министр со своими поручениями выглядит сейчас не в самом лучшем свете. Единственное, что большинство министров, которые были обозначены в указанных «поручениях», на сегодняшний день уже освобождены от занимаемых должностей.
Все же вернемся к терминалу Лавна.
Примерно неделю назад, появилась информация, что Росатомфлоту поручена организация контейнерных перевозок по СМП. Нужно ли говорить, что в Мурманске под это дело так же необходима инфраструктура? Вполне логичным выглядит перепрофилирование проекта угольного терминала, в который уже вложены большие суммы, на порт для контейнерных перевозок. Я не специалист, и сколько понадобится средств на перепрофилирование сказать не могу, но уж точно меньше чем начинать с нуля.
Но как в это укладывается отказ от продолжения строительства железной дороги???
А вот тут я думаю стоит вспомнить о прилете Романа Абрамовича, который хорошо известен как, человек в совершенстве владеющий искусством рейдерского захвата с использованием государственных органов.
Я считаю, что Абрамович, будет продавливать сделку, о покупке как минимум части ООО «Морского торгового порта Лавна», за относительно малые средства, используя для этого аргументы, что собственники не в состоянии обеспечить дальнейшую реализацию проекта, выступая эдаким «спасителем», тем более после того как было объявлено об остановке строительства железной дороги. После чего, отхватив за бесценок кусок будущего порта, и возможно влив немножечко собственных средств, будет ждать, когда Росатомфлот построит там порт контейнерных перевозок и будет стричь свою прибыль.
Что нас ждет.
Активная информационная компания при поддержке губернатора, о необходимости перепрофилировать терминал в контейнерный порт. И новые проекты «еще лучше прежних, потому что экологичнее» от #командыпеременок.
Как только будет заключена сделка о продаже части ООО «Морского торгового порта Лавна», структурам Абрамовича, будет немедленно возобновлено строительство железной дороги (возможно, формально другой компанией).
Часть политиков, ранее никому не известных получат резкий финансовый «буст», для продвижения интересов новой силы в регионе.
Ну а мы получим еще более крутую политическую кашу на просторах Мурманской области.