В марте 2020 года Ростелеком купил мурманского оператора М2С, предоставлявшего услуги доступа в интернет по технологи Ethernet. Предполагалось, что процесс объединения баз абонентов и переход от одного оператора к другому завершится к началу лета, однако по разным причинам этот процесс несколько затянулся – до октября.
В начале октября Ростелеком стал переводить бывших абонентов М2С в свою сеть, и пользователи уже получали телефонные звонки с предложением о переходе. Но как это сделать с минимальным дискомфортом – никто про это не рассказывал. Из практики известно, что когда коммерческая организация что-то предлагает не всегда это оказывается правдой на самом деле.
С какими сложностями может столкнуться абонент М2С при переходе в Ростелеком? В ситуации разбирался ведущий мурманский телеком-блогер Михаил Добавкин (Телеком жизнь).
Основная сложность – это разница технологий. Большинство из нас не придаёт значению тем буквам, которые указаны в типе подключения: нам нужен быстрый и качественный интернет, а технология ли это PON, или Ethernet – нам абсолютно неважно. Но именно здесь и есть «подводные камни», на которых и предлагаем остановиться.
Если говорить простым языком, то при технологии Ethernet (как у М2С) подключают не конкретную квартиру, а дом. Грубо говоря, у вас в подъезде висит металлический ящик, в котором располагается оборудование оператора, а от него идет кабель по квартирам. В этом случае нет необходимости покупать дополнительные устройства – достаточно вставить кабель в ПК и работать. Максимум – можно купить wifi-роутер для раздачи интернета по квартире.
При технологии PON (Passive optical network) напрямую подключить кабель к компьютеру не получится – для этого необходим преобразователь – PON-розетка или PON-роутер, который отличается от того, который используется при Ethernet-технологии. Кстати, у оптики кость передачи данных значительно выше – до 1 Гб/с и ограничивается возможностями конечного оборудования.
В чём отличие PON-розетки от РON-роутера?
PON-роутер – специальный «гаджет», который настроен на работу с оптикой. А вот с PON-розеткой чуть интереснее: она представляет собой некий преобразователь (конвертер), который переводит оптический сигнал в LAN-порт и выводит его через кабель в роутер. В этом случае можно использовать и обычный Ethernet-роутер, но тогда необходима его перенастройка.
Немаловажный факт: обычный (Ethernet) роутер можно настроить самостоятельно, а вот PON-роутеры от Ростелекома заблокированы от внешнего вмешательства. То есть, нельзя просто купить PON-роутер или розетку, например, в онлайн-магазине, потому как её необходимо настроить, а сделать это могут только в Ростелекоме, потому что просто так настройки вам никто не скажет.
Для чего это сделано?
Ваше оборудование будет контролироваться Ростелекомом, чтобы при необходимости специалист удалённо мог перенастроить оборудование или устранить неисправность. У М2С такой возможности не было.
Разница в тарифной линейке.
Для многих абонентов М2С главным критерием была цена, и по этой причине тариф в 555 рублей пользовался популярностью. Самый дешёвый тариф у Ростелекома сейчас составляет 600 рублей, при это скорость выше.
Несмотря на то, что Ростелеком работает в направлении упрощения перехода, зачастую это сопровождается необходимостью предоставления дополнительных документов и визитами в офис. У компании есть курьерская служба, однако некоторым абонентам все же приходилось посещать офис Ростелекома, что негативно сказалось на их отношении к процессу перехода.
В настоящий момент есть возможность перейти по телефону, оформив заявку или с помощью личного кабинета М2С. Но, как сообщают пользователи, услуга через личный кабинет реализована не в полном объёме.
Для некоторых абонентов, которые привыкли к своему лицевому счету и интерфейсу, переход на новые рельсы создаёт определённые неудобства. К сожалению, сохранить старый лицевой счет не получится, так как это невозможно технически. Есть возможность сохранить номер договора, но особого смысла в нём нет. Разве что для постоянных звонков, но для Ростелекома нужны другие данные и поддержка у оператора организована гораздо лучше.
Дороговизна оборудования.
Многих абонентов отпугивает дорогое оборудование, и в этом есть некий смысл, так как не все готовы сразу отдать 5000 рублей за роутер, который, возможно, не соответствует ожиданиям абонента. Есть возможность взять это оборудование в рассрочку, но при этом общая стоимость услуги доступа в интернет вырастет на 200-300 рублей в месяц. То есть, если абонент привык платить 555 рублей, то при переходе стоимость доступа вырастет до 800-900 рублей. Правда, через год-другой она вновь опустится до стартовой (600 рублей), но многие видят в этом удорожание.
Конечно, есть более бюджетный вариант – с использованием PON-розетки. В этом случае на первый период стоимость её аренды составит всего 1 рубль, но в дальнейшем, как показывает практика действующих абонентов, её аренда возрастает до 50 рублей.
Таким образом, чтобы использовать технологию PON, необходимо будет покупать или арендовать дополнительное оборудование.
Ещё один нюанс – оптика и электричество.
Как говорилось выше, электричеством оборудование обеспечивает сам абонент. При этом входящий в домохозяйство (квартиру) оптический кабель – довольно хрупкий, и его не рекомендуется тянуть по квартире. То есть, оборудование идеально установить на входе (в коридоре) и в непосредственной близости от розетки. А далее – прокладка кабелей по квартире, то тоже может быть не очень хорошим действием, особенно если в квартире недавно закончен ремонт и все провода/кабели спрятаны. Хорошое ещё, что инсталяторы Ростелекома делают работу по-максимуму аккуратно.
Поэтому, если вы готовы к изменениям в технологии и обучению, то использование новой технологии не должно для стать проблемой.