В следующем году Мурманская область будет отмечать 10-летие одного очень амбициозного проекта, который так и не был реализован. Речь идёт о переводе мазутных котельных на иные источники топлива – электричество и уголь.
История вкратце такова
В 2009 году, на должность губернатора Мурманской области был назначен Дмитрий Дмитриенко. И с этого времени в области стали говорить о крупных инвестиционных проектах, направленных на создание рабочих мест, роста привлекательности региона и так далее. О туризме никто тогда даже не думал. Стараниями Дмитриенко, в Мурманске состоялся первый экономический форум (который проходил аккурат 15-17 октября 2009 года). Именно на форуме если не впервые, то по крайней мере – во всеуслышание было объявлено о перспективах освоения Арктики и о начале реализации крупных арктических проектов Газпрома, НОВАТЭКа, Роснефти и других федералов.
Пожалуй, самыми «якорными» проектами форума стали Штокман и Мурманский транспортный узел. Ради первого даже стали строить инфраструктуру в Териберке, а ради второго – железную дорогу до Лавны. Тогда же впервые заговорили о создании единого пассажирского мегатерминала с крытой пешеходной галереей от железнодорожного до морского вокзала. Однако, планам так и не суждено было реализоваться. Единственное, что сделали – реконструкцию морвокзала и пирс дальних линий, который мужественно обнесли забором (куда ж без них) и запретили горожанам там гулять.
На фоне разговоров о ближайшем начале добычи углеводородов на шельфе Баренцева моря (Штокман), активизировались разговоры и появились планы по локальной газификации региона – за счёт завода по сжижению штокамановского газа. Конечно, говорить о тотальной газификации в данном случае не совсем правильно, но создать необходимую инфраструктуру под топливо вполне было реально. Что примечательно – котлы, которые были предложены к использованию в качестве базовых, были универсальными – с минимальной трансформацией они могли работать и на газе, и на угле, и на другом топливе. Так начиналась эпоха ухода от мазутозависимости. Как уже сказано вначале – главной альтернативой мазуту стали электричество и уголь. Электричество не подошло, так как при громаднейшем потенциале производства энергии совершенно непригодны оказались магистральные и распределительные сети. Второй минус электричества – цена, как бы это не выглядело парадоксально: как ни пытались договориться о фиксированной цене для электрокотельных, так и не смогли это сделать.
Остался уголь. Тем более, наметился рост грузооборота Мурманского торгового порта, где уголь стал главным источником и благополучия ММТП, и чёрной пыли на подоконниках квартир мурманчан.
Одной из первых на уголь перевели котельную в Лопарской. Точнее, за ₽ 40 млн построили новую. Построили спешно, топорно и в нарушение многих действующих на тот момент регламентов. Предполагалось, разумеется, что все эти вопросы будут решаться параллельно.
С вводом (переводом) угольных котельных правительство рассчитывало в два раза снизить тарифы на тепло. Это было возможно по двум причинам – себестоимость производства одной единицы тепловой энергии на угле гораздо ниже, чем на мазуте, а КПД – выше.
А вот во флотской столице было решено модернизировать котельную сразу под газ. Североморск должен был стать испытательным полигоном для перевода на газ котельных в Мурманске: в случае успеха за два года планировалось модернизовать и мурманские теплоцентрали. Но в Североморске что-то пошло не так, затем и губернатор сменился – проект забросили.
Что же заставило достать из нафталиновых закромов неудавшийся проект? По мнению экспертов вариант всего один – деньги: инвестиции в проект оценены в ₽ 13 млрд. Ранее «Арктический Обозреватель» сообщал, что в Североморске в начале августа состоялись общественные слушания по актуализации давно забытого проекта. Знакомые с ситуацией источники «АО» утверждают, что политически вопрос реконструкции уже решён. Но вышла незадача – в Мурманской области не оказалось кадров, способных решать стратегические задачи. Об этом свидетельствует пост заместителя губернатора Юрия Сердечкина в Facebook, который ищет «человека с горящими глазами, готового посвятить себя увлекательному проекту модернизации теплоснабжения Севера». В задачи будущего работника входит структурирование программ, координация проектов по переводу котельных на торф и rdf-топливо (RDF-топливо, или Refuse Derived Fuel, – топливо, которое состоит из оставшихся после сортировки отходов).
Что в этом плане не так? В том, что это не план, а пока непонятно что.
Один из возможных участников проекта, имеющий опыт работы с угольными котельными заявил о снижении экономической эффективности этого топлива. По сравнению с 2010 годом, стоимость тонны угля выросла почти в два раза, даже с учётом того, что европейские энергокомпании переходят на газоконденсатное топливо и отказываются от угля. Учитывая странности ценообразования энергоносителей на российском рынке, велика вероятность того, что производители захотят компенсировать потери за счёт внутренних покупателей. Несмотря на это, в кулуарах московского энергофорума прозвучали утверждения о том, что область будет уходить от мазута в сторону угля.
Это, однако, не помешало 9 октября повторно провести общественные слушания. Официально они были посвящены внесению изменений в схему теплоснабжения. Исполнительный директор компании «Интеллектуальные коммунальные системы» Алексей Степанов (в недавнем прошлом – гендиректор «МЭСа») представил на суд общественности проект строительства угольных котельных по концессии. Сомнительное преимущество проекта – отсутствие перевалки угля (предполагается, что уголь будут возить из Мурманска). Однако, уважаемые в Североморске горожане эту идею не оценили и напомнили, что первоначально речь шла о газовой котельной. Накануне визита председателя правительства Михаила Мишустина вдруг вспомнили о принципиальной концепции НОВАТЭКа поставлять в Мурманскую область сжиженный газ, который можно использовать как альтернативу мазуту. И ещё. По словам специалистов, современные котлы устроены таким образом, чтобы обеспечить максимальное КПД, и могут работать либо на жидком топливе, либо на твёрдом. Кстати, по словам присутствующих на слушаниях, было насчитано 10 вариантов ухода от мазутозависимости. То есть, по одной фантазии на каждый год.
В общем, налицо – явная неразбериха, а губернатор, его заместитель и министры как «Лебедь, рак и щука» – каждый говорит об уходе от мазутозвасивмости, но все они в качестве альтернативы предлагают разные источники энергии. И никто из них не знает, как это будет происходить. И когда.