Мурманские турчиновники выкатили методичку по работе с новым налогом на туризм. Семистраничный мануал содержит основные тезисы применения нового побора. Внешне – всё выглядит понятным. Но стоит только вчитаться, как от понятия и следа не остаётся. Остановлюсь и прокомментирую те тезисы, которые мне показались интересными и в какой-то степени неожиданными.
1. Туристический налог уплачивают организации и физические лица, которые владеют средствами размещения (из специального реестра) и предоставляют их для временного проживания физлиц.
То есть, для того чтобы платить налог нужно попасть в специальный реестр. Если верить этому реестру, то в Мурманской области таких мест всего 187. При этом, любой агрегатор бронирования сразу предлагает более 200 вариантов размещения. Стало быть, часть «гостиниц» налог в принципе могут и не платить. Будут ли они его взимать – неизвестно, но вот первый лайфхак: можно забронировать гостиницу не из реестра.
2. Туристический налог – муниципален. То есть, его могут вводить муниципальные власти. В Мурманской области с 2025 года его ввели 26 муниципальных образований, включая три ЗАТО – Александровск, Заозёрск и Североморск.
Обратимся к перечню. На удивление, в наших ЗАТО есть зарегистрированные гостиницы. Но что-то мне подсказывает, что собираемость этого налога в Александровске, Заозёрске и Североморске будет близка к нулю. Другой пример – Зареченск: налог там ввели, а вот средства размещения построить забыли. Или не успели. Или… Так что и там, видимо, собираемость также будет нулевой.
3. Ставка налога на 2025 год установлена в размере 1%, но не ниже ₽ 100.
Другими словами, если вы заплатили за номер ₽ 5000, то хочу – не хочу, а вынь да накинь сотку сверху в муниципальную казну. Налог исчисляется из доналоговой суммы. То есть, если в этих пяти тысячах есть НДС, то турналог будет исчисляться с доНДС-ной суммы (в нашем случае с суммы ₽ 4166,66). А дальше – совсем ягодки. Этот налог не требует отдельного выделения в чеках. При этом, он не учитывается в доходах и расходах по налогу на прибыль, а при УСН – ни в расходах, ни в доходах предприятия. Как его учитывать работодателю, направившего сотрудника в командировку – вообще непонятно.
4. Если стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания равна нулю (например, так бывает, когда бесплатно размещаются командированные лица), сумма исчисленного налога нулевая. НО! Минфин считает, что в таком случае турналог взимается в минимальном размере! Опять-таки – вынь да положь ₽ 100.
При подготовке материала выяснился ещё один нюанс. Многие туроператоры заключили с гостиницами «длинные» договоры, например, на весь год, и сделали это задолго до 1 января. В таких договорах оговаривается фиксированная цена, изменение которой может иметь финансовые последствия для обеих сторон. Как в такой ситуации поступать – совсем непонятно: плательщику налога (средству размещения) побор хотя бы по минимуму заплатить необходимо, а туроператор не может отнести эти расходы на себестоимость. Аналогичная ситуация и в случае задержки рейса: авиакомпания привозит пассажиров в гостиницу, а гостиница обязана с каждого постояльца взять по соточке. Но в данном случае, пассажир не является «туристом», да и авиакомпания исполняет Федеральные авиационные правила, а размещение пассажиров задержанного рейса не входит в перечень исключений, кто налог может не платить.
Ещё несколько беглых непоняток.
Непонятно, в чём была необходимость спешки при введении в действие этого побора. Причём, как мне кажется, никто из чиновников даже не пытался проконсультироваться с отельерами. Даже само название налога – туристический – сразу порождает массу вопросов: почему необходимо взимать этот сбор с постояльца, у которого далеко не туристические цели визита. Неясен и срок пребывания, с которого начинается взимание налога: гражданин, заехавший в гостиницу в шесть вечера и выехавший утром следующего дня не имеет никаких преимуществ перед тем, который прожил в отеле полные сутки. В Питере, например, курортный сбор не взимался, если постоялец остановился только на одну ночь.
В общем, при пристальном прочтении методики возникло ещё больше вопросов, чем получено ответов. Из всего этого фолианта пока понятно следующее: налог этот оборотный, взимается не со всех, но, похоже, гостиницы по-любому обязаны будут платить за каждого постояльца.