Сегодня Мурманский торговый порт позвал журналистов на экскурсию и показал, чем живёт некогда градообразущее предприятие, которое в следующем году отметит 110 годовщину основания. Порт, всего на год старше Мурманска, на протяжении большего времени своей истории был чуть ли не визитной карточкой столицы Заполярья; сегодня он чаще всего упоминается в негативном ключе.
Так ли совпало или портовики договорились с погодой, но угольной пыли на свежевыпавшем (и ещё не успевшим растаять) снеге не было.
«А склон-то белый! (Зелёный мыс, на котором стоит «Алёша») Значит, всё в порядке, пыли нет», – рассказали портовики. Для них это своего рода показатель эффективности работы системы пылеподавления.
Журналистам показали, как организована работа на нескольких причалах. Рассказав при этом, что недавно завершилась реконструкция одного из них. Теперь порт может обрабатывать суда большего водоизмещения.
Исполнительный директор ММТП Павел Олейник рассказал, что «эпоха рекордов» постепенно заканчивается и порт в поисках новых клиентов. Даже так: клиенты порта в принципе остались теми же, но изменились покупатели их продукции. Соответственно, изменилась и география маршрутов.
Планируем работать с химическим удобрением. У нас довольно большие планы есть, контракты. Будем работать. Ведутся достаточно большие переговоры по контейнерам. Пока трудно сказать, что из этого выйдет, но переговоры идут. Подготовку мы ведем, но дальше будет уже зависеть совокупности факторов. Для того, чтобы начать обрабатывать контейнеры, у нас всё есть. Если объёмы будут расти, тогда будем работать над соответствующей модернизацией.
Про угольную пыль.
Мы совместно с рабочей группой, которая была организована по поручению губернатора, провели большую работу. Мы привлекли институт математического моделирования Российской академии наук, который нам сделал довольно подробную модель. На основании этой модели были выработаны меры по дальнейшему подавлению пыления. Там целый пакет мероприятий, рассчитанный на два года, часть мер уже начали применять.
Например, там посчитали, что необходимо изменять высоту пушек в зависимости от высоты угольной кучи. Будут также изменяться диаметр форсунок, который даёт достаточно большой эффект подавлении в разную погоду. С коллегами из разных проектных бюро пробуем разные жидкости для распыления, не только воду.
К слову, доля угля в общем объеме перевалки грузов составляет почти 80%.
Про новые порты.
В разговоре с исполнительным директором журналисты подняли вопросы появления новых портов в акватории Кольского залива. Это и почти готовый порт «Лавна», и возможный новый порт для перевалки белорусских калийных удобрений, и такой же возможный контейнерный терминал Росатома.
Павел Олейник заявил, что мурманский порт – универсальный, и способен обрабатывать не только насыпные грузы, но и любые другие.
Вот смотрите. Порт «Лавна» «заточен» исключительно на уголь. А остальные – ещё только в проекте. Мы бы вполне бы справились и с контейнерами, и с удобрениями. Тем более, что опыт перевалки у нас есть – Мурманский балкерный терминал закрытым способом переваливает минерально-химические удобрения, добываемые на Кольском полуострове и экспортируемые во многие страны мира.
Про кадры, ХК «Мурман» и другую «социалку».
Все взятые на себя социальные обязательства перед городом порт будет исполнять. Это касается и поддержки хоккейного клуба «Мурман»: в 2025 году в бюджете порта заложено финансирование клуба, оно, по словам исполнительного директора, будет исполнено в полном объеме.
У нас коллектив довольно стабилен, довольно высокие зарплаты. Текучка – небольшая, люди держатся за свои рабочие места, не стремятся увольняться, мы добились стабильного и прочного коллектив. Безусловно, бывают ситуации, связанные внешними причинами. Например, нам пришлось переориентироваться на Китай, и усиливать свою инженерную службу. Мы столкнулись с тем, что нам нужны были инженеры высокой квалификации, нам пришлось немало поработать, чтобы найти таких людей. Но, в общем, на сегодняшний день мы эти вопросы решаем довольно успешно. Не могу сказать, что у нас проблем совсем нет, но они не носят критический характер.
Мы сотрудничаем и с университетом, и с колледжами, у нас постоянно проходят стажировку молодые люди и приходят на работу в порт. Конечно, всегда хочется лучшего, но эта работа (по подготовке кадров) ведётся довольно активно. Например, если не хватает каких-то узких специалистов, которых здесь никогда не готовили, привлекаем из других регионов. Это реальность. Если здесь никогда не готовили, то откуда специалисты возьмутся. Это нормально.
Про будущее.
Пока – у нас есть программа постепенной реконструкции всех причалов. Дальше, в зависимости от запросов клиентов, мы будем реализовывать ту или иную программу. Грандиозных планов нет, есть рабочие. Среди них – поиск новых клиентов.
Что касается 110-летия предприятия – этот вопрос будет решаться в следующем году, когда придёт время.