Чёрный снег столицы Заполярья

Как, по-вашему, выглядит снег в приполярных регионах страны? Обычно это белые, пушистые, тучные сугробы, которые за пять зимних месяцев успевают покрыть скудную северную почву плотным полутораметровым покрывалом. Ближе к марту искрящийся на солнце «пухляк» радует глаз туриста или рыбака своими переливами и обилием света после полярной ночи. Даже в городах светлый снежный покров оберегает от долгой ночной темноты, отражая фонарный свет и спасая от депрессивного мрака городских дворов. Но иногда интересы больших корпораций забирают у северян и эту маленькую радость.

28 февраля мурманские социальные сети разразились гневными публикациями, сопровождавшимися фотографиями одного из районов города в районе памятника «Ждущей» (Девушки, глядящей с надеждой на скорое возвращение любимого человека, в сторону Кольского залива).

Что же могло вызвать такие черные осадки в спальном районе города, где, казалось бы, не должно быть никаких промышленных предприятий? Граждане полагают, что это Акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП»), которое вот уже который год продолжает наращивать перевалку каменного угля на своих грузовых районах.

Как радостно нам сообщает Национальная транспортная компания (НТК), «Мурманский морской торговый порт» является крупнейшей стивидорной компанией в Арктической зоне Российской Федерации, а развитие «арктического» направления является одной из стратегических задач. Динамика арктического грузопотока растет на протяжении всех последних лет. И действительно, как мы можем узнать на официальной странице Мурманского торгового порта в ВК с 5 февраля по 3 марта компания перегрузила более одного миллиона семисот тысяч тонн грузов. При этом большая часть грузопотока (около 83% согласно данным РБК) – уголь, добытый на Кузбассе, и отгружающийся на суда класса Capesize. То есть по самым скромным подсчетам в год АО «ММТП» может перегружать более 10 миллионов тонн угля.

Руководство Мурманского морского торгового порта объясняется на встрече с губернатором

Так почему же возмущаются граждане? Почему же не радуются успехам вместе с сотрудниками Национальной транспортной компании? Ведь успехи компании – это рабочие места, налоги для государства и стратегические инвестиции в угольную отрасль. Все так, но вот только терминалы АО «ММТП» расположены в самом центре города Мурманска, а многие жилые районы вообще ,поговаривают, стоят в санитарной зоне предприятия, и стоит только задуть сильным западным ветрам, как угольная пыль, поднимаемая в воздух грейферным ковшом, обрушившимся на угольный отвал, тут же несется в приветливо закрытые окна жителей Ленинского района, и настойчиво продираясь сквозь щели, оседает на белых подоконниках или в легких. И так круглый год. Например, в 2017 году Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР сообщило, что возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.246 УК по факту нарушения ММТП правил охраны окружающей среды при открытой перевалке угля. По версии СК, при перевалке угля на территории ММТП произошел значительный аварийный выброс каменноугольной пыли, образовалось пылевое облако, которое пошло в сторону города и осело на жилые дома и здания. В последствии уголовное дело было прекращено.

Прокурор работает на территории

А теперь давайте проведем небольшой научный ликбез и поймем для себя, что же такое угольная пыль.

Угольная пыль - это мелкодисперсная порошкообразная форма угля, которая образуется в результате дробления или измельчения угольной породы. Из-за хрупкости угля угольная пыль может образовываться при добыче, транспортировке или механическом обращении с ней. Размер частиц угольной пыли может достигать 300 мкм. Причем преобладающая доля приходится на мелкую фракцию. В зависимости от степени измельчения, размер частиц угля зачастую может варьироваться от 20 до 50 мкм. По сути своей пыль имеет сходный состав с углем, от которого она была образована. Основной состав пыли каменноугольной кроме ароматических углеродных кластеров и примыкающих к ним углеводородных цепей может быть представлен весьма разнородными соединениями и зависит от месторождения породы, а также её характеристик.

В состав зачастую входят:

·      диоксида кремния (SiO₂);

·      оксида алюминия (Al2O₃);

·      оксида железа (Fe2O₃);

·      оксида кальция (CaO);

·      оксида магния (MgO) и прочее.

Каждый из этих элементов играет свою роль в свойствах угольной пыли, которая может быть использована в промышленности самыми различными способами. Однако, помимо полезных свойств, загрязнитель также может представлять серьезную опасность для окружающей среды и здоровья людей. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и письмами НИИ «Атмосфера», пыль каменного угля (код 3749) является одним из веществ, подлежащих регулированию в атмосфере. Кроме того, в соответствии с последними исследованиями угольная пыль, выделяемая из предприятий угольной промышленности, а также при транспортировке и добыче полезных ископаемых может содержать токсичные вещества, такие как диоксид серы, хлористый водород, ртуть, мышьяк, кадмий и т.д., что в свою очередь может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. В 2020 году научные исследования (Coal Dust: Environmental Impacts And Good Coal Dust Management Practices.) показали, что загрязнение угольными частицами способствует почти 1 миллиону смертей ежегодно во всем мире. Страшная цифра, не так ли?

Законопослушные сотрудники НТК скажут нам: «Погодите! Давайте разберемся по порядку!».

1.   Мурманский морской торговый порт соблюдает все необходимые требования санитарно-экологической безопасности и не превышает заявленного воздействия на атмосферный воздух.

2.   Содержание угольной пыли в атмосферном воздухе на границе санитарной зоны не превышает установленные нормы.

3.   После множества жалоб, поступивших ранее в адрес АО «ММТП», наша компания вложила огромные средства в современные системы пылеподавления и добилась определенных результатов и вообще мы используем наилучшие доступные технологии.

4.   Не мы проектировали и строили торговый порт в самом сердце города, так сложилось с самого основания в 1916 году.

«Ну что ж, - ответим мы, – давайте!»

1. АО «ММТП» действительно соблюдает все необходимые требования в части декларирования выбросов в атмосферный воздух и платы за негативное воздействие, однако само по себе декларирование негативного воздействия и разработка проекта нормативов допустимых выбросов никак не влияет на реальное состояние окружающей среды, это просто констатация факта выбросов в атмосферный воздух и документарное оформление примерных (а иногда и субъективных) расчетов того, как эти выбросы поведут себя в потоках атмосферного воздуха. А ввиду того, что основные источники угольной пыли являются площадными, а не точечными, то в расчетах объемов выброса угольной пыли применяются исключительно теоретические методы.

2. Второй тезис также верен. Используемые на сегодняшний день гравиметрические методики, а также применяемые санитарные нормативы действительно не позволяют установить превышение норматива содержания угольной пыли на границе санитарной зоны предприятия. Однако мы забываем о многолетнем и постоянном накоплении загрязнителя на всей многокилометровой территории выпадения мелкодисперсной фракции. Угольная пыль не растворима в воде, она легко задерживается в почве и обладает весьма низкой плотностью, что позволяет после выпадения снова разноситься ветром все дальше и дальше. Она может быть смыта только осадками, которые, стекая по дорогам и улицам города, могут уносить ее в сточные колодцы. А уж тут то многие Мурманчане вам открыто скажут и о состоянии этих дорог, и о состоянии ливневой канализации, которая давно приказала долго жить, и о том, как городские службы относятся к своим обязанностям по влажной уборке объектов инфраструктуры. Согласно некоторым исследованиям (статья «Уголь пыль раздора» Андрея Горбунова), потери угля при действующих технологических схемах его перевалки могут составлять до 0.5%. Иными словами, при перевалке 1 млн. тонн угля грейферами, в воздух поступит 5000 тонн пыли. Учитывая, что Мурманский терминал постоянно переваливает несколько сотен тысяч тонн угля в месяц, местность вокруг него может ежегодно принимать на себя тысячи тонн пылевых осадков. Все это осаждается в акватории порта, влияя на гидробионтов, над жилыми районами, создавая угрозу здоровью и качеству жизни людей, и на почвенном слое, серьезно снижая его плодородность.

Так выглядит пылевое облако в ветряный день

3. И опять чистая правда. При этом подобного рода методы действительно применяются во всех странах, осуществляющих добычу и транспортирование угля. Но вот только все мировые лидеры по добыче, продаже или покупке угля осуществляют открытую перевалку на удаленных от городов терминалах, а системы гидроорошения и ветрозащитные экраны применяются только на таких удаленных объектах. В случае же наступления неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) эти системы никак не помогут в городской черте. Черный туман над территорией Торгового порта, как бы подтверждает приведенный выше тезис. На территориях же городских агломераций во всем мире применяется закрытый способ перевалки (фото № 4), который технологически проверен и позволяет сократить потери при транспортировании угля до 0.02%. Что же касается наилучших доступных технологий, то ранее Минтрансом были внесены изменения в Информационно-технический справочник наилучших доступных технологий ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)». В справочнике содержатся технологии, технические способы и методы, которые необходимо использовать при перевалке угля. Применение справочника уже являлось обязательным для строящихся терминалов с 2020 года, а с 1 января 2021 года должно было стать обязательным и для существующих терминалов.

4. Тут вообще не поспоришь, советская власть умудрилась подложить очередную свинью и в свои развитые годы также переваливала уголь посреди города для снабжения приполярных городов и станций по Северному морскому пути, а также на продажу в иные страны. Правда уголь был крупный, антрацитовый и малопылящий, да и объемы перевалки не сравнимы с нынешними капиталистическими рекордами АО «СУЭК». Все-таки, санитарные нормы того времени и нынешние (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"), значительно разнятся. Ныне ориентировочная санитарная зона предприятия, осуществляющего перевалку пылящих грузов в объемах более 150 000 т в год, должна простираться на расстояние 1 километра. Простыми словами – ни одного жилого дома на километровой дистанции вокруг забора. Конечно мы понимаем, что ориентировочная санитарная зона и санитарная зона, рассчитанная по годичным наблюдениям – разные вещи. Однако от здоровенного ангара с надписью СУЭК (заметного на спутниковых снимках) до места, запечатленного на фото 1 и 2, - 1,63 км, при этом у людей ощущение складывается такое, что видовую площадку у памятника «Ждущая» вдруг переместили в рабочую зону к докерам второго грузового района.

 Даже с учетом того, что сероватый снежный покров и черные от пыли подоконники стали для местных жителей нормой жизни, горожане поняли, что в этот раз случилось нечто из ряда вон выходящее. Усилившийся ветер и ряд иных погодных явлений привели к возникновению неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), сделав абсолютно бесполезными все контрмеры, о которых так любит вспоминать администрация виновника всего этого безобразия.

Но, как говорят классики: «Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Делать нам пока никто ничего не даст, но мы попробуем предложить.

Кто-то скажет: «да закрыть этот проклятый всеми ветрами терминал, и дело с концом!» Но мы не станем идти на поводу у простых популистских решений. Мурманский морской торговый порт – это сердце Мурманска и одно из главных градообразующий предприятий.

Предлагаемые решения следующие:

1.   Перенести часть мощностей по открытой перевалке угля на противоположную сторону Кольского залива в достраивающийся терминал «ЛАВНА»;

2.   Разработать проектную документацию и начать поэтапное строительство закрытых грузовых терминалов с целью качественного снижения выбросов угольной пыли в атмосферный воздух.

3.   Параллельно с разработкой начать постепенную и поочередную зачистку от остатков открыто переваливаемого груза первого и второго грузовых районов ММТП.

4.   Усилить работу с выпавшим пылевым осадком на территории самого предприятия, а также на прилегающих городских территориях в санитарной зоне, что позволит снизить вторичное загрязнение городской среды.

5.   Городским службам начать детальную проработку плана реконструкции дорожного покрытия примыкающих районов и восстановления систем ливневой канализации. Должна быть восстановлена система влажной уборки улиц и дворов г. Мурманска.

Закрытая перевалка позволит серьезно уменьшить санитарную зону предприятия, снизить плату за негативное воздействие и высокие грузопотери, сократить постоянные репутационные издержки НТК и АО «ММТП», а также серьезно увеличит производительность труда на предприятии. Лучшая профилактика распираторных и онкологических заболеваний – это чистые воздух, вода и пища. Снижение пылевой нагрузки позволит сократить и количество выплат в рамках ОМС. В общем, повсюду только выгода в долгосрочной перспективе, нужно только немного тряхнуть мошной сейчас и не решать накапливающиеся вопросы по принципу борьбы с симптомами. Решать подобные проблемы нужно в корне и с перспективой на долгие годы вперед. А для этого нужны не просто исполнители, нужна серьезная политическая воля и желание служить своему краю и людям. И вот тогда, возникший с подачи местных властей прекрасный лозунг «#НаСевереЖить», который сейчас многие мурманчане перефразировали в «#НаСевереЖуть», станет не просто красивой фразочкой для пиара, а настоящим кредо для всех северных романтиков.