Мурманские учителя прокачали свои цифровые компетенции во время пандемии

Во время пандемии учителям пришлось в кратчайшие сроки осваивать новые методы работы, активно внедрять цифровые технологии, повышая свою профессиональную компетенцию с помощью самых разных онлайн-ресурсов: вебинаров, курсов, методических материалов. Год назад специально для педагогов Яндекс создал программу «Я Учитель» для обучения и профессионального развития школьных преподавателей. За 12 месяцев эффективность программы испытали педагоги Мурманска, активно включившись в работу: в весеннем интенсиве «Я Учитель» поучаствовало 559 человек. 

Самыми востребованными, по вполне понятным причинам, стали курс по организации дистанционного обучения «Как начать преподавать дистанционно», статья «Учителя делятся опытом дистанционного обучения», вебинар про дистанционные уроки и другие. 

Программа не только даёт учителям необходимые для работы материалы и инструменты, но и позволяет диагностировать их профессиональные потребности и запросы. В ходе диагностики выяснилось, что педагоги хотят, чтобы образовательная система была оптимизирована и улучшена, в результате чего у педагогов снизилась бы непрофильная нагрузка, а уровень методической поддержки существенно повысился. К тому же, современные учителя нуждаются не только в новых знаниях, но и в обратной связи: им необходимо знать, насколько эффективна их работа. Более 120 тысяч учителей прошли диагностику по навыкам успешного учителя и получили сертификаты мартовского интенсива «Я Учитель». А уже в октябре стартует второй поток, где можно будет проверить не только «гибкие» навыки, но и ИКТ-компетенции, умение развивать у учеников функциональную грамотность, а также степень профессионального выгорания. Эти направления попали в диагностику благодаря обратной связи от 1112 учителей. Они хотели бы знать о своих возможностях именно в этих областях.  

«Количество учителей, принявших участие в первом интенсиве, сильно превзошло наши ожидания. Мы видим потребность учителей в качественной обратной связи: они хотят знать, что у них получается, а над чем еще стоит поработать. И мы хотим дать им возможность больше узнать о себе с профессиональной точки зрения: особенно о «гибких» навыках, потому что с предметной составляющей своей работы учителя нашей страны традиционно справляются отлично», - сказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

В этом году программой воспользовались учителя разного возраста, чаще всего те, кому 35-54 года. Большой популярностью пользуются бесплатные онлайн-курсы, например, по цифровой грамотности, которую хотели бы «подтянуть» после дистанта многие педагоги. Или по работе с детьми с ОВЗ, а также по разрешению конфликтов в школе. В осеннем интенсиве первыми запускаются курсы «Конфликты и травля в школьной среде» и «Современное образовательное пространство и управление классом».

«Конфликты и травля в школьной среде» особенно актуален после периода дистанционного обучения, когда школа буквально «пришла» домой к ученику и родителям, и учитель должен был выстроить эффективную коммуникацию. Преподаватели курса — практикующие педагоги психологи: старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ Анна Антонова и координатор программы Травли Net Мария Свир. Они помогут педагогам разобраться в сущности разных конфликтов: между учениками, учителем и учеником, учителем и родителем, и найти для них универсальные алгоритмы решения.      

Курс «Современное образовательное пространство и управление классом» также будет актуален в свете нестабильной эпидемиологической ситуации. Он поможет найти инструменты управления классом в зависимости от той или иной педагогической цели: например, при смешанном обучении или в случае повторения дистанта. Преподаватели курса — директор частной школы «Лексис» Елена Соловьева и учредитель школы «Лексис», эксперт по дизайну образовательных пространств и управлению педагогическими командами Наталья Крюкова.