Во время пандемии учителям пришлось в кратчайшие сроки осваивать новые методы работы, активно внедрять цифровые технологии, повышая свою профессиональную компетенцию с помощью самых разных онлайн-ресурсов: вебинаров, курсов, методических материалов. Год назад специально для педагогов Яндекс создал программу «Я Учитель» для обучения и профессионального развития школьных преподавателей. За 12 месяцев эффективность программы испытали педагоги Мурманска, активно включившись в работу: в весеннем интенсиве «Я Учитель» поучаствовало 559 человек.
![](/resize/publication/31519/4098_kkNMYQa9t6RVhhxzEv23-200.jpg)
Самыми востребованными, по вполне понятным причинам, стали курс по организации дистанционного обучения «Как начать преподавать дистанционно», статья «Учителя делятся опытом дистанционного обучения», вебинар про дистанционные уроки и другие.
Программа не только даёт учителям необходимые для работы материалы и инструменты, но и позволяет диагностировать их профессиональные потребности и запросы. В ходе диагностики выяснилось, что педагоги хотят, чтобы образовательная система была оптимизирована и улучшена, в результате чего у педагогов снизилась бы непрофильная нагрузка, а уровень методической поддержки существенно повысился. К тому же, современные учителя нуждаются не только в новых знаниях, но и в обратной связи: им необходимо знать, насколько эффективна их работа. Более 120 тысяч учителей прошли диагностику по навыкам успешного учителя и получили сертификаты мартовского интенсива «Я Учитель». А уже в октябре стартует второй поток, где можно будет проверить не только «гибкие» навыки, но и ИКТ-компетенции, умение развивать у учеников функциональную грамотность, а также степень профессионального выгорания. Эти направления попали в диагностику благодаря обратной связи от 1112 учителей. Они хотели бы знать о своих возможностях именно в этих областях.
«Количество учителей, принявших участие в первом интенсиве, сильно превзошло наши ожидания. Мы видим потребность учителей в качественной обратной связи: они хотят знать, что у них получается, а над чем еще стоит поработать. И мы хотим дать им возможность больше узнать о себе с профессиональной точки зрения: особенно о «гибких» навыках, потому что с предметной составляющей своей работы учителя нашей страны традиционно справляются отлично», - сказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.
В этом году программой воспользовались учителя разного возраста, чаще всего те, кому 35-54 года. Большой популярностью пользуются бесплатные онлайн-курсы, например, по цифровой грамотности, которую хотели бы «подтянуть» после дистанта многие педагоги. Или по работе с детьми с ОВЗ, а также по разрешению конфликтов в школе. В осеннем интенсиве первыми запускаются курсы «Конфликты и травля в школьной среде» и «Современное образовательное пространство и управление классом».
![](/resize/publication/31519/4098_3NyzYeTfLrrkTo52hsGF-200.jpg)
«Конфликты и травля в школьной среде» особенно актуален после периода дистанционного обучения, когда школа буквально «пришла» домой к ученику и родителям, и учитель должен был выстроить эффективную коммуникацию. Преподаватели курса — практикующие педагоги психологи: старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ Анна Антонова и координатор программы Травли Net Мария Свир. Они помогут педагогам разобраться в сущности разных конфликтов: между учениками, учителем и учеником, учителем и родителем, и найти для них универсальные алгоритмы решения.
Курс «Современное образовательное пространство и управление классом» также будет актуален в свете нестабильной эпидемиологической ситуации. Он поможет найти инструменты управления классом в зависимости от той или иной педагогической цели: например, при смешанном обучении или в случае повторения дистанта. Преподаватели курса — директор частной школы «Лексис» Елена Соловьева и учредитель школы «Лексис», эксперт по дизайну образовательных пространств и управлению педагогическими командами Наталья Крюкова.