Предстоящий осенне-зимний туристический сезон в Мурманской области обещает быть не менее успешным, чем предыдущий. Согласно заявлениям областных властей, турпоток в регион в 2023 году составил порядка 670 тыс. человек. По данным Росстата, который посчитал посещения и ночёвки, в 2023 году число туристических поездок в Мурманскую область составило 748,7 тыс. В общей сложности в коллективных местах размещения было совершено 2,5 млн ночёвок (средняя продолжительность пребывания путешественника в регионе – трое суток).
Ранее «Арктический Обозреватель» сообщал, что Мурманская область становится центром круглогодичного туризма. Благодаря высокой транспортной доступности и наличием туристической инфраструктуры, в Мурманск начали приезжать не только российские путешественники, но вернулись и иностранцы. Понятно, что в современных условиях ради употребления слова «международный» за иностранцев могут сойти и белорусы, но речь, в данном случае идёт даже не о китайцах. По моим данным крупные авиаперевозчики в преддверии зимней навигации (с конца октября) уже запланировали замену воздушных судов на самолёты бОльшей вместимости. Это связано с тем, что у туристических операторов имеется высокий запрос на трансферы в Мурманск через Москву и Питер для туристов из Ирана и других государств Ближнего Востока. Разумеется, не обойдётся и без путешественников из Китая и государств юго-восточной Азии. А учитывая «африканскую дипломатию» российского государства, не исключена вероятность в обозримой перспективе ожидать туристов и с африканского континента.
О прямых международных перелетах речи не идёт – ни один из гражданских аэродромов области не способен принимать дальнемагистральные широкофюзеляжные лайнеры. Да и инфраструктура аэропортов, прямо скажем, не подготовлена и не способна к одновременному обслуживанию более 300 иностранцев (предполётные формальности, обработка багажа, граница, таможня – всё очень грустно). Поэтому, туроператоры делают ставку именно на московский и питерский трансфер, а в Мурманск и Кировск полетят самолёты большей вместимости. К слову, аэропорт «Хибины» недавно сертифицирован Росавиацией на приём самолётов Airbus A321, вмещающего порядка 200 пассажиров.
Существенный вклад в эту отрасль внесла (и продолжает вносить) авиакомпания «Россия» и в целом – группа компаний «Аэрофлот»: по предварительной информации в зимнюю навигацию только в Мурманск заявлено до семи ежедневных московских рейсов и до четырёх – питерских. Кроме рейсов группы национального перевозчика («Аэрофлот», «Россия» и «Победа»), в Москву и Петербург также заявлены авиакомпании S7 Airlines и Смартавиа.
Обратная сторона.
К сожалению, высокий спрос на столичные рейсы традиционно сопряжён с высокой стоимостью авиабилетов. Несмотря на всевозможные распродажи и акции, которые периодически устраивают авиакомпании, купить билет на ближайший рейс, порой, может быть либо проблематично (по причине отсутствия мест), либо очень дорого.
Уже сейчас видно, что на «высокий сезон» (декабрь) цена на билеты значительно выше, например, сентябрьской. Да и в целом билеты за прошедшие пару лет значительно подорожали.