Энергосервисная кабала

На одном из последних заседаний весенней сессии мурманского горсовета народные избранники разрешили горадминистрации заключить энергосервисный контракт. Перед началом заседания депутаты в один голос утверждали, что это ещё не сам контракт, а лишь возможность его заключения. Дескать, необходимость замены освещения в городе назрела давно, и новый контракт позволит на сэкономленные деньги провести глубокую модернизацию. Ещё говорилось о том, что в корне изменился подход к ЭСК. Напомню, в 2020 году на рассмотрение депутатам была внесена концессия, в рамках которой за два года планировалось модернизировать уличное освещение в Мурманске, а сам проект был рассчитан на 25 лет. По условиям, инвестор собирался вложить в реновацию световой инфраструктуры областного центра порядка ₽ 1,5 млрд, а городская казна должна была расплачиваться за это светопреставление иллюминацию в течение последующих 25 лет примерно по 300-400 миллионов рублей в год (такой был расчёт экономии). Получался такой своеобразный кредит со ставкой свыше 500% годовых. То есть, бюджет города затрат не нёс, но и выгоды никакой не было – вся экономия уходила бы подрядчику-концессионеру. Тогда горсовет единогласно сказал «нет». Да ещё и прокуратура недвусмысленно намекнула на нецелесообразность заключения сделки на таких условиях.

Месяцы шли, совет обновлялся, и к последнему заседанию весенней сессии он на треть стал новым. Освободившиеся кресла народных избранников заняли горожане, продемонстрировавшие лояльность к областной власти и лично губернатору. А губернатор, видимо, не оставлял мысли протащить ЭСК в Мурманск, судя по потугам, которые предпринимались ещё при Евгении Никоре. Так, в январе 2021 года появилось ММБУ «Мурманск Горсвет», учредителем которого стал Комитет по развитию городского хозяйства (на тот момент КРГХ руководил Эдуард Кольцов). Под «опеку» нового ММБУ попали более 600 объектов инфраструктуры – фонарные столбы, каскады, освещение дворов и кабели. Даже пресловутая архитектурно-художественная подсветка на домах – за всё это отвечает Горсвет.   И именно Горсвету Горсовет разрешил заключить энергосервисный контракт на обновлённых условиях. 

Краткая суть новой версии ЭСК в следующем: за девять месяцев исполнитель по контракту (а это – «Россети Северо-Запад») должен выполнить перечень мероприятий «направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) на цели наружного (уличного) освещения г. Мурманска». За это городской бюджет заплатит ₽ 334,3 млн, и последующие семь лет будет ждать экономию. Именно ждать, потому что деньги, сэкономленные на электричестве, на протяжении этих лет будут уходить исполнителю – «Россетям СЗ». 

Как видим, за три года подход к формулировке ЭСК радикально изменился: теперь это не 25-летний кредит, а всего лишь семилетняя кабала. Но кабала кабале рознь! Несмотря на то, что сведений об условиях контракта не так много, у нас получилось навести кое-какие справки и выяснить, что триста с лишним миллионов рублей бюджет потратит лишь на замену ртутных и ламп накаливания на диодные светильники. То есть, ни один элемент инфраструктуры (опоры освещения, силовые кабели, и тому подобное) под замену не попадёт. То есть, новёхонький светодиодный светильник будет «красоваться» на дышащем на ладан столбе и питаться от практически прогнивших кабелей. 

Вообще, ветхость инфраструктуры может сыграть очень злую шутку с современными технологиями. Например, короткие замыкания (которые, увы, не редки), или перепада напряжения, обычная лампа накаливания стоически выдерживает. Чего нельзя сказать о более нежных диодных схемах, которые, судя по наблюдениям, будут перегорать чаще, чем «лампы Ильича». Может так получиться, что вся экономия будет уходить на постоянную замену этих светильников. Этакая замена ради замены.

С чего же вдруг произошло такое резкое изменение курса, причём, далеко не в лучшую сторону? Ответ может лежать, как это обычно бывает, в политической плоскости: в 2024 году в Мурманской области предстоит избрать нового губернатора, и судя по заявлению самого Андрея Чибиса и другим предпосылкам, действующий глава региона намерен пойти на второй срок. А Мурманск в электоральном смысле является самым весомым муниципалитетом, от победы в котором фактически зависит и победа во всей области. То есть, победу Чибису должен обеспечить Сердечкин. Не зря же за Чибисом закрепилось стойкое прозвище «Губернатор Мурманска», потому как все остальные муниципалитеты «курируют» крупные ФПГ – Норникель, ФосАгро, ЕвроХим, а теперь ещё и Росатом. И в этом смысле новый ЭСК может в прямом смысле осветить дорогу к новому сроку губернатора – эффект от замены начнётся уже зимой. В сентябре к ЕДГ о нём можно будет «красиво» напомнить и усилить. Прежний же контракт таким краткосрочным эффектом не обладал, а значит и не мог быть «светочем победы». 

От источников, близких к Горсвету, нам стало известно, что одним из негласных условий заключения контракта стало использование светильников определённых характеристик. По нашей информации, об этом лично настоял руководитель ММБУ Денис Якубовский. Не исключено, что в данном случае может прослеживаться и корыстный интерес. Но нельзя забывать, что Денис Сергеевич со своими знаниями госзакупок очень удачно вписался в систему нового городского управления, а значит и «общак», возможно, будет делить не только он.

Из решения оперштаба следует, что «Россети СЗ» имеют право привлекать на выполнение работ субподрядчиков, но при этом бОльшая часть работ (70%) должна быть выполнена собственными силами. Кто будет в субподрядчиках – пока неизвестно, но нельзя исключать и того, что (опять-таки – негласно), Якубовскому поручили продавить «нужных» интересантов.

На полях Восточного экономического форума между НОВАТЭКом и Россетями) было подписано соглашение о стратегическом партнерстве по снабжению электричеством проекта «Мурманский СПГ». Мощность проекта составит 900 МВт, а его реализация должна завершится за четыре года. То есть, в регионе одновременно будет работать материнская компания (Россети) и дочерняя (Россети Северо-Запад).