Кто на Новикову?

Помните, как в апреле внезапно уволилась председатель Контрольно-счётной палаты города Мурманска (КСП) Татьяна Новикова? Набор причин, указанных в заявление, больше напоминал бессвязный сумбур: в связи с уходом за ребёнком, выходом на пенсию, а также по состоянию здоровья. Дескать, хотя бы одна причина, да прокатила бы. Депутаты приняли отставку Татьяны Сергеевны по собственному желанию.  

Иван и Татьяна Новиковы

Казалось бы, тут и сказке конец. Но, как это обычно бывает, история не терпит пустоты: прокуратура отказалась недовольна, что депутаты очередной раз проявили снисхождение и отпустили грехи Татьяны Новиковой. 

Если кто не знает, Татьяна Сергеевна не включила в декларацию о доходах фирму во Французской республике с уставным капиталом € 410 тыс., земельный участок площадью 555 кв. метров с расположенным на нём зданием в СТ «Тулома», ну и так, «по мелочи» – несколько миллионов на банковских счетах. В ТГ-канале «Мурманская политика» очень подробно рассказывалось о забывчивости председателя городской КСП, которая стала поводом для проверки на антикоррупционную составляющую не только Татьяны Новиковой и её семьи, но и всей деятельности КСП, прошедшей под её руководством. 

«Забывчивая история», как полагают мои источники в областном правительстве, могла развиться по другому сценарию. Не скажу, что всё было бы шито-крыто, но внимания к ней было бы привлечено точно меньше. Как оказалось, всё дело в сделке – с дьяволом, с совестью, с кем угодно: после обнаружения неисправимых косяков в декларации, Татьяне Сергеевне было предложено «найти нарушения» при использовании бюджетных средств «Вечерним Мурманском» (читай – Хабаровым) в обмен на «разруливание» ситуации. 

Сделка на сделке

Надо напомнить, что «Вечерний Мурманск» – это не просто главная городская газета. Это – муниципальное унитарное предприятие, и его деятельность регламентируется в том числе и бюджетным кодексом, а это значит, что плановые проверки МАУП со стороны КСП – это обязательное, и практически рутинное, мероприятие. И если бы контролёры заметили нарушения, то о них стало бы известно. Однако, на моей памяти какого-либо медийного ажиотажа вокруг издания замечено не было. Попытки «взорвать» информационную бомбу были, но в отчётах городской КСП значились лишь незначительные недочёты, максимум тянущие на представление об устранении.

Заключал ли экс-главный редактор «Вечёрки» Хабаров сделку с Новиковой мне неизвестно, но в глаза бросилось то, что выводы из последнего отчёта были направлены не только главам города, но и в УМВД. Речь идёт не много ни мало о сумме в ₽ 17 млн. Напомню также, что «Вечерний Мурманск» из цветной многостраничной газеты с нового года превратился в чёрно-белую малотиражку. Впрочем, как и предполагалось, цвет и объем вернулись спустя полгода, и теперь «обновлённая» «Вечёрка» бесплатно предлагается в торговых точках. 

Однако, вернёмся к экс-председателю городской КСП. Вероятнее всего от неё ждали основу для «криминальной» статьи на Хабарова и курирующего зама Розыскула, однако, по мнению экспертов (уже из областной КСП), «нарисованный отчёт» по «Вечёрке» тянул максимум на «административку». Получается, что Татьяна Сергеевна не справилась со своей частью сделки. Стало быть, и вторая сторона от выполнения своей части договора тоже могла отказаться. Что, собственно, и было сделано – прокуратура продолжала настаивать на требовании уволить Новикову по отягчающим обстоятельствам. 

Мне известно, что Татьяне Новиковой предлагали «обнулить» ситуацию с забывчивостью. Как уже отмечено выше – внимания к активам было бы привлечено меньше. Но после фактического аннулирования сделки с областным правительством, единственный возможный вариант, который был исполнен – уход по собственному желанию, что, разумеется, и не понравилось прокуратуре. 

Единожды предав?

Здесь нужно «отмотать» историю к истокам появления Татьяны Новиковой на горизонте городских контролёров. Старожилы мурманской политики утверждают, что Татьяна Сергеевна – креатура Андраника Мусатяна, и до его ареста тесно с ним сотрудничала. Фактически, это Андраник Владимирович привёл Новикову в команду городских. Но Мусатян ушёл, а Новикова осталась. Более того – она стала «своей», и по этой причине ей предлагали не сделку, но помощь. 

Выписка из французского аналога ЕГРЮЛ

Итак, Татьяна Сергеевна на сегодняшний день избавилась от французских активов, но этот шаг не лишил её ожидания пересмотра вопроса с её увольнением. По всей вероятности прокуратура будет настаивать на своём решении. Будет ли горсовет сопротивляться? – вряд ли. Но вот что интересно. По идее, «найденные» в «Вечёрке» нарушения требует устранения, однако это заключение КСП чудесным образом испарилось, как будто его и не было. И ещё. По данным «АО», к «услугам» Новиковой уже прибегали пару лет назад, когда были закрыты глаза на нарушения в УДХ по расходованию бюджетных средств на ремонт дворовых территорий. Стало быть, целью мог быть не только Хабаров, но и сама Новикова. Все упоминания о ней, к слову, уже вырезали с сайта городской КСП.