Дебет с кредитом не сошёлся?

Тема закредитованности и высокой долговой нагрузки бюджета Мурманской области в последние недели стала одной из самых обсуждаемых. Всё началось с обнаружения шести тендеров, по которым Мурманская область просила шесть миллиардов рублей. Ряд Telegram-каналов предположили, что в случае предоставления кредитов госдолг субъекта существенно вырастет. При этом, как указано в наименовании предмета закупки, кредитные средства необходимы для финансирования дефицита областного бюджета.

Чтобы понять, в каком положении находится бюджет, необходимо изучить цифры в историческом разрезе. До 2021 года профицит/дефицит колебался на уровне нескольких миллиардов рублей, а затем возник существенный профицит в размере 17,8 миллиардов рублей. На следующий год бюджет был утверждён уже дефицитным, но разница доходов и расходов была колоссальная – 33 миллиарда рублей «в минусе».

График с бюджетного портала Мурманской области наглядно показывает, как резко вырос дефицит в 2022 году

Такие «американские горки» не сулили ничего хорошего бюджету. И даже при наличии остатков от предыдущих профицитных бюджетов сейчас этой «подушки безопасности» практически нет. По подсчётам экономистов, на начало 2023 года Мурманская область вместе с четырьмя регионами России лишилась этих остатков, так как они ушли на покрытие бюджетного дефицита.

Госдолг Мурманской области постепенно сокращался вплоть до 2022 года: 2018 год – 18,7 млрд руб., 2019 год – 14 млрд руб., 2020 год – 13,6 млрд руб., 2021 год – 12,4 млрд руб. По итогам прошлого года государственный долг субъекта резко вырос – до 20,2 миллиардов рублей. Стоит отметить, что этот показатель продолжает расти - на 1 мая госдолг составляет 21,9 миллиарда рублей. Согласитесь, не очень оптимистичные цифры?

Возвращаясь к нынешнему времени, пару дней назад стало известно, что закупки на предоставление кредитов не состоялись, так как ни одного участника в них не было. Тут же возникли предположения, что банки просто не хотят связываться с областным правительством, на что «приспешники» региональных властей грудью встали на защиту, заявив, что бюджетный кредит с низкой ставкой получен от «федералов», а значит нет поводов паниковать.

Все шесть тендеров на предоставление кредитных средств были отменены из-за отсутствия участников аукциона.

В ноябре 2021 года «Арктический обозреватель» уже разбирал историю с кредитами и тогда опасения были действительно напрасны – Минфин просто формировал «подушку безопасности». Однако ситуация нынешнего времени оказалась совсем иная.

Как пояснил «АО» эксперт в финансовой сфере, причин, чтобы набрать кредитов для бюджета, может быть несколько. Предположительно, это связано с отменой периода перечисления налогов по консолидированным группам налогоплательщиков, где отчисления шли по месту нахождения обособленного подразделения в зависимости от численности работников, а не по месту образования добавленной стоимости. В случае с Мурманской областью регион теряет значительную часть налогов. По сути, филиалы крупных финансово-промышленных групп «не доплатили» региону то, что платили ранее.

«Другой подход предоставления «казначейских» кредитов, уменьшен предельный размер заимствований для региона и увеличен период кредитования с полным возвратом средств с месяца до трех, соответственно выдача происходит реже в три раза. Конечно, налоговая новация - переход на единый налоговый платеж, и теперь налоги зачисляются в начале месяца единой суммой. Далее происходят корректировки платежа между видами налогов, налоговая самостоятельно делает эти корректировки и область фактически не может рассчитывать на поступившую сумму, так как на следующей день может произойти автоматическое удержание части налогов из бюджета», - пояснил собеседник издания.

Важно и то, как теперь оформляются налоги. Из-за внедрения единого налогового счёта поступления формируются не в регионе налогоплательщика, а в Тульской области. Неокрепшая новая налоговая система даёт существенные сбои – плательщики месяцами не могут получить справки о расчётах, а все оплаты проводятся без уточнения по кодам бюджетной классификации. То есть автоматически система не может распознать назначение платежа. С этим, естественно, столкнулись и физлица, и юрлица. Налоговая в этой ситуации может только «пожать плечами», заявив, что идёт донастройка. При этом, единый налоговый счёт был введён почти полгода назад, но процесс до сих пор не наладили.

И всё это происходит на фоне обвала по сборам НДФЛ, который является основным источников доходов для региональных бюджетов. По итогам первого квартала 2023 года поступления НДФЛ по всей России упали на 20,2% или в денежном эквиваленте - на 250 миллиардов рублей.
Фото: Артемий Козодаев

Поскольку финансирование расходных обязательств идет практически ежедневно, то сейчас региональный Минфин вынужден привлекать в течение месяца временные остатки средств, находящиеся на счетах учреждений и привлекать коммерческие кредиты, чтобы при поступлении налогов их снова вернуть коммерческим банкам. Эксперт уточняет, что теперь госдолг «плавающий» в зависимости от возможности погасить его или необходимости привлечь заемные средства.

Банки же видят большие риски, поэтому хотят, чтобы кредит выдавался на длительный период, а не был возобновляемый, и закладывают в процентную ставку всё это. При этом, Минфин такая позиция не устраивает и договариваться с банками, видимо, не желает. Как полагает финансовый специалист, раньше областные власти оформляли часть транша на условиях банка, а часть – на условиях региона, но, скорее всего, сейчас Минфин оказался не настолько сговорчивым.

Эксперт также прокомментировал информацию о, якобы, выделенном федеральным Министерством финансов кредите с низкой ставкой для покрытия бюджетного разрыва. По мнению собеседника «Арктического обозревателя», это, скорее всего, попытка успокоить общество, однако за этим никаких конкретных шагов исправления ситуации не стоит.

«В Минфин никто за кредитами не ездил, да и сейчас федералы самостоятельно при формировании бюджета страны распределяют лимит предоставления бюджетных кредитов. Так что это - просто желание оправдать действия», - заявил эксперт.

Кроме того, если бы кредит согласовали на федеральном уровне, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в областной бюджет, утвердив сумму кредита в источниках финансирования дефицита. Это подтверждается и в повестке предстоящего заседания Мурманской областной Думы, где принимают поправки в бюджет: в повестке соответствующий вопрос не фигурирует.

В общем, ситуация складывается не самая лучшая, но не это даже больше тревожит - до сих пор не ясно с какими цифрами бюджет подойдёт к следующему году и с каким трудом придётся экономическому блоку «сводить дебет с кредитом».