«Власти Мурманска топят бюджет в кредитах!». «Адские проценты вгонят финансовую систему столицы Заполярья в тупик!». «Это очередная фига от «городских» для «областных»!». Именно в таком русле в последние дни появляются сообщения о намерении Управления финансов при администрации Мурманска открыть десять кредитных возобновляемых линий на общую сумму почти два миллиарда рублей.
На первый взгляд, можно также усомниться в верности принимаемых решений. Деньги, как никак, серьёзные и вряд ли отсутствовала необходимость брать кредиты в таких объёмах. Но как тогда понимать аналогичный случай, когда Минфин Мурманской области в сентябре нынешнего года намеревался открыть шесть кредитных линий на общую сумму более пяти миллиардов рублей и найти подходящий банк через госзакупки? Тем более, в тех аукционах чёрным по белому указано, что кредиты нужны на погашение дефицита бюджета.
Для этого «Арктический обозреватель» обратился к бывшему вице-губернатору Мурманской области Роману Дурягину, который не понаслышке знает об особенностях кредитования бюджета и его дефицита, так как курировал финансовый блок. В настоящее время Роман Анатольевич является заместителем руководителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования.
Бывший чиновник областного правительства отметил, что такая формулировка в закупках является стандартной и, скорее всего, является особенностью бюджетного построения, поскольку привлечение кредитов отражается в источниках финансирования дефицита бюджета.
«Это абсолютно не связано с проблемами в областном бюджете и делается для создания «подушки безопасности». В течение года бюджет заполняет временные кассовые разрывы казначейскими (дешёвыми) кредитами, почти бесплатными, они привлекаются на срок до 60 дней. Но последний транш нужно вернуть до 25 ноября. Далее конец ноября и декабрь бюджет «живет» за счёт собственных доходов», - считает Роман Дурягин.
По мнению бывшего чиновника областного правительства, кредит коммерческого банка привлекается на случай если к моменту возврата последнего в году казначейского кредита не хватит собственных средств и на финансирование всех окончательных обязательств.
«У Минфина возможно была такая «подушка безопасности», но условия рынка меняются - кредиты становятся более дешевыми, есть возможность привлечь возобновляемый кредит вместо невозобновляемого, т.е. погашение идёт не когда есть возможность, а по истечение срока кредита», - полагает Роман Анатольевич.
Что касается исполнения бюджета Мурманска, то Дурягин отмечает его исполнение как достаточно устойчивое, поэтому опасений по отсутствию или недостатку средств на оплату принятых расходных обязательств не имеется. Однако в то же время бывший вице-губернатор обращает внимание по выбору кредитов со стороны городских властей.
«Муниципальный долг состоит полностью из коммерческих кредитов, его размер составляет 800 миллионов рублей, при этом весь долг подлежит к возврату на 2022 и 2023 годы. В этом плане есть небольшой просчет, так как город мог бы пользоваться казначейскими, более дешевыми кредитами, соответственно, расходы на обслуживание долга были бы гораздо меньшими. Поскольку в текущем году кредиты не привлекались, ранее выданные кредиты являются невозобновляемыми. Они привлекались на срок, установленный кредитным соглашением без возможности погашения и привлечения заново», - подробно объяснил бывший вице-губернатор.
В то же время Роман Дурягин не исключает, что городские власти привлекают все же казначейские кредиты, тогда возможно по состоянию на 1 ноября они их уже полностью вернули и для покрытия временных кассовых разрывов кредитов привлекает коммерческие.
Учитывая пояснения Дурягина, можно предположить, что областные и городские кредитные линии не представляют опасности для финансов, а являются лишь стандартной процедурой для погашения дефицита бюджетов.