Мурманские авиановости: полететь в отпуск и не пролететь

Из-за проведения «специальной военной операции» и введённых санкций северянам приходится искать альтернативные маршруты для отдыха.

С 27 марта 2022 года авиация перешла на работу по летнему расписанию. Как правило, оно начинается верстаться ещё по осени. Помимо основных направлений и перевозчиков, в летнюю пору добавляются традиционные летние (южные) направления – Заполярье связывают прямые рейсы с Анапой, Сочи, Симферополем, Калининградом…

Так было запланировано и на лето 2022 года. Проектами расписаний были предусмотрены выполнение сезонных рейсов. Некоторые перевозчики, например, планировали начать летнюю полётную программу уже с конца апреля. Однако, «специальная военная операция», как говорится, внесла свои коррективы.

Во-первых, по соображениям безопасности были закрыты 11 аэропортов центральной и южной части России – Анапа, Белгорода, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста. На момент подготовки материала запрет на выполнение полётов по этим направлениям продлён до 19 апреля 2022 года. Вместе с тем, согласно первоначальным проектам, уже в первых числах апреля должны были полететь самолёты из Мурманска в Краснодар. Теперь начало полётов перенесено на более поздний срок. Так же сдвинулись и первые рейсы по другим южным направлениям. И абсолютно не факт, что после 19 апреля 2020 года ситуация кардинальным образом изменится. 

Во-вторых, во связи с ведёнными санкциями и отзывом лицензий на техническое обслуживание самолётов, а также на поставку запасных частей, российские авиавласти выдали предписание усилить качество наземного обслуживания вплоть до персональной ответственности руководителей аэропортов и организаций, занимающихся обслуживанием, за повреждение воздушных судов. 

Некоторые крупные перевозчики пошли на вынужденные меры и законсервировали несколько бортов для их дальнейшего использования в качестве доноров для ремонта летающих машин. Однако, не все авиакомпании располагают достаточным парком воздушных судов, чтобы пойти на такое «приземление». Вероятнее всего, небольшие перевозчики будут обращаться за ремонтом и ТО к крупным компаниям, а то и вовсе будут вынуждены закрыться. 

Росавиация уже успокоила пассажиров, что техническое обслуживание и поддержание лётной годности самолётов будет производится в тех же объёмах и так же тщательно, как и раньше.

В-третьих, возникшая ситуация привела к тому, что авиакомпании сократили частоты и/или вовсе отказались от незагружаемых направлений, перебросив оставшийся парк воздушных судов на коммерчески выгодные. В этой связи не исключены ситуации, при которых отмены рейсов будут производится «в последний момент», о чём пассажиры в лучшем случае будут оповещены СМС-уведомлением, а иногда – уже по прибытию в аэропорт. А учитывая тот факт, что не все рейсы прямые и выполняются одним перевозчиком, возможны финансовые потери для пассажиров. 

К слову, за отменой с 24 февраля рейсов последовали и неприятности финансовые: из-за увеличенного количества заявок на возврат денег за билеты авиакомпании не укладываются в срок, поэтому предупреждают (а чаще – ставят перед фактом во время разговора на «горячей линии»), что средства поступят обратно, например, не в 30-дневный, а 60-дневный срок.

Другая сторона этого пункта – появление договоров о совместной эксплуатации рейсов, так называемом код-шеринге. 

Как стало известно «Арктическому Обозревателю», по такому пути решила пойти, например, авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines), которая планирует отменить собственные рейсы в Апатиты и договориться с базовым перевозчиком аэропорта «Хибины» – «Северсталью» о совместных рейсах. Официального уведомления об этом нет, но по данным сайта S7 после 15 мая продажи билетов на московские рейсы закрыта. И из-за закрытых аэропортов нет ясности и по открытию прямых рейсов по южным направлениям.

Наконец, некоторые перевозчики, владеющие небольшими самолётами, в условиях закрытого для полётов неба юга России и Европы, не могут выполнять рейсы по удлинённым маршрутам. 

Закрыть потребности в провозных ёмкостях, например, могли бы широкофюзеляжные или дальнемагистральные самолёты зарубежных авиакомпаний. Но инфраструктура ни «Мурманска», ни «Хибин» не способна полноценно принимать и обслуживать такие самолёты, а значит вопросы реконструкции обоих аэропортов вновь становятся актуальными.

Тем северянам, кто ещё только планирует покупку билетов, советуем обратить внимание на стыковочные рейсы: предпочтительно, чтобы они выполнялись одной авиакомпанией. Это поможет избежать лишних расходов в случае задержки или отмены одного из рейсов. А тем, кто уже приобрёл билет, рекомендуем проверить указаны ли в бронировании контактные данные, чтобы отмена или перенос рейса не стала для вас неожиданностью в аэропорту.