Дом, в котором мы живём

Хочу рассказать одну историю, связанную домом, в котором я живу с рождения. То есть, уже больше 45 лет. Этот дом находится на площади Спорта, а двор примыкает к железнодорожному вокзалу; до начала «нулевых» обслуживанием занималось подразделение Октябрьской железной дороги, так как после окончания строительства здесь жили преимущественно железнодорожники. Своего рода, служебное жильё. После волны приватизации в 90-х годах и разрешения свободной продажи объектов недвижимости на вторичном рынке, некоторые жители не преминули воспользоваться этим правом и перепродали квартиры. Одни переселились в более-менее новые панельные дома на «Горе Дураков» – подальше от шумной «железки» и портовой угольной пыли, другие и вовсе покинули город по программе переселения северян.

В начале 80-х годов все дома во дворе (а их – 10 штук) были капитально отремонтированы. Считаю необходимым пояснить, что под словом «капитально» понимается весь спектр ремонтных работ, включающий не только наружные стены и облагораживание мест общего пользования, но и ремонты в квартирах жителей, включая замену коммуникаций. Так, в домах заменили стояки, а в квартирах обновили сантехнику, побелили/покрасили стены и потолок. Кто был «позажиточнее» – доплачивал сверху бригадам рабочих, и они клеили обои (в то время это ещё было дефицитом). Кроме этого, заменили шифер на крышах и полностью обновили фасады зданий. Покраске и побелке подверглись и подъезды: в те годы про домофоны ещё никто не знал, а кодовые замки на двери подъездов ещё только-только начинали появляться. Понятно, что ремонт вёлся неспешно ввиду частых запоев работяг и от этого – нехватки рабочих рук. Тем не менее, он был завершён и продолжительное время радовал жителей. 

Но ничто не вечно под Луной. Шли годы, ремонт разваливался вместе со страной. Развалу способствовали и некоторые несознательные жители, любящие нацарапать на краске «Здес был Коля», «Маша + Саша =» и так далее. Или потушить сигарету о белоснежную побелку, а потом окурком нарисовать непристойную картинку. 

В 2001 году фасады домов, выходящих на Ледовый дворец, подверглись срочной покраске – сочный жёлтый цвет был заменён на серый мышиный. Это было сделано накануне операции по подъему АПЛ «Курск»: на крыше Ледового дворца находились стендап-позиции, и чтобы дома не казались слишком «весёленькими», их решили присмирить. Подчеркну, что фасады покрасили только со стороны улицы, со двора же они остались жёлтыми. И это, пожалуй, было последнее, что сделала ОЖД для привокзальных домов: с середины «нулевых» дом перешёл под управление раннего «Севжилсервиса». Даже создалось впечатление, что у дома появился «хозяин» – компания сделала косметический ремонт в подъездах, и… на этом всё. С тех пор даже уборка подъезда проводилась по запросу, а не как положено – по графику. Да и сам график, если и обнародовался, то никак не соблюдался.

Такая ситуация продолжалось бы и дальше, если бы год назад (летом 2020 года) управляющая компания не решила в очередной раз реинкарнироваться, а под шумок – поднять плату за все услуги, которые она не оказывала должным образом и, как показал прошедший судилищный год, оказывать и не собиралась (подробнее об этом в материалах сюжета «Дело Севжилсервиса»). 

Тем не менее, домам у вокзала повезло – начиная с 2019 года начались работы по капитальному ремонту кровли и фасадов. Первым счастливчиком оказался дом, который выходит на железнодорожный вокзал. Ему заменили крышу и отремонтировали фасад. Летом следующего, пандемийного, года дошла очередь и до домов, выходящих на площадь Спорта. Пусть с задержкой, но к зиме 20/21 годов была заменена крыша. А уже летом 2021 года рабочие приступили и к ремонту фасадов 5-этажек по улице Коминтерна. В трёх домах, к слову, параллельно менялась крыша. И что удивительно – все пятиэтажные дома по улице Коминтерна (16, 18, 20, 22) вместе с новой крышей получили долгожданные водостоки, которые были либо демонтированы в 80-х годах, либо вообще не были предусмотрены проектом. Ещё более удивительным оказалось то, что один из домов, имеющий два адреса – Привокзальная, 10 и Коминтерна, 24 – водостоков так и не получил, а на запрос «АО» из Фонда капремонта пришёл лаконичный ответ – приёмка произведена комиссией, нарушений не выявлено. Этот же ответ относился к декоративным заглушкам на слуховых окнах и так называемым «кухонным подоконным холодильникам»: на всех домах есть, а на «двойном» – нет.

А вот на вопрос: «Кто утверждал цветовую гамму» – ответ получился «это не к нам, это в медпункт»: 

Колористические решения были согласованы с уполномоченным органом в лице Комитета градостроительства  и территориального развития города Мурманска. Более подробную информацию можно получить у заказчика работ по разработке колористических решений в Министерстве градостроительства и благоустройства Мурманской области.

Таким образом, все шесть отремонтированных домов имеют: 

- разные по цвету крыши;

- разные «колористические решения» (все дома покрашены разными цветами в слабосочетаемой гамме);

- разные варианты исполнения фасадов (с заглушками и водостоками и без оных).

Возможно, таким образом из типовых привокзальных хрущёвок, всегда воспринимавшихся единым ансамблем, было решено устроить разнотык, объяснив всё «согласованием с комиссиями» и «мы тут не при чём». Стоит ли говорить, что ремонтные работы, которые должны были завершиться в конце октября, по-прежнему продолжаются, доставляя определённые неудобства жителям и горожанам. Но зато два дома уже щедро озарены установленной не весть по какому принципу подсветкой: никто жителей даже не соизволил спросить – просто смонтировали и включили, оголив при этом все строительные изъяны.

Надо сказать, что ответы Фонда капремонта (впрочем, как любого другого ведомства) на вполне конкретные вопросы свелись к тому, что «это не мы» и «вы должны сами». Там комиссия утвердила, тут министерство, а проект жители могли бы и сами попросить, но никто не обращался. Вспоминается прошлогодний ремонт кровли, когда жители домов караулили прорабов и старших мастеров, чтобы выяснить элементарные вещи – кто делает и когда закончат. И в отчаянии писали записки на подъездах домов с просьбой подать хоть какой-то знак.

А в минувшую пятницу произошло отключение электричества… Да так, что на место ЧП сначала прибыли пожарные, потому что в щитовой произошло задымление и жильцы эвакуировались. И только потом пришла аварийная бригада, которая упрекнула жильцов в том, что их не вызвали сразу. В том-то всё и дело, что вызвали, но только вот приехали они уже после МЧС… Электрики ковырялись со светом до раннего утра. И дело было не только в масштабах повреждений, а в том, что проводка в доме так ни разу и не менялась, а когда вдруг происходили отключения, то ремонт вёлся при помощи изоленты и «честного слова». В итоге общедомовой электрощиток оброс спайками, скрепками, не одним поколением скотча и разного рода довесками в виде непонятных счётчиков и датчиков. Даже аварийная бригада, которая в очередной раз скручивала провода и наносила на скрутку толстый слой изоленты, не с первого раза смогла определить что и куда относится.

Каплю сюрреализма добавило то, что установленная без спроса жильцов подсветка продолжала радостно сиять, подсвечивая чёрные дыры оконных проёмов и слуховых окон, как будто издеваясь над жителями дома: мол, смотрите, я горю, я радую глаз! Этот факт тут же вызвал множество вопросов и предположений, например, «а не из-за подсветки ли у нас свет отключился?». 

И во всей этой пятничной кутерьме вспомнились слова великой Раневской: 

Даже за самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная жопа. Так что, меньше пафоса, господа.