Во вторник, 30 июня, истекает срок возврата в федеральный бюджет трёх миллиардов рублей, образовавшихся в результате межтарифной разницы при покупке мазута в 2019 году. Если точнее, то дело даже не в разнице, а в том, что на деньги, выделенные на покрытие выпадающих расходов ТГК-1 и МЭС, закупили мазут, но то ли ошибочно, то ли по злому умыслу – в бюджетных проводках отражена не та статья, что и вызвало ряд вопросов у финансовых ревизоров.
Источники «Арктического Обозревателя» сообщают, что вразумительного ответа получено не было, в результате чего силовики ходили с обысками… в региональное Минприроды.
Здесь необходимо сделать небольшое нелирическое отступление.
Уже ни для кого не секрет, что действующий министр природных ресурсов Анна Багрова и бывший председатель комитета по тарифному регулированию Владимир Губинский состоят в очень близких отношениях. Они возникли не вчера, а ещё с тех времён, когда Анна Борисовна работала заместителем Владимира Александровича. То есть, возможны коррупционные отголоски, да и вообще – «это вам не семейный чатик», а целый комитет.
По словам собеседников «Обозревателя», силовики изъяли только электронные носители, которые могли хранить цифровые следы дел, происходивших в бытность работы г-жи Багровой и г-на Губинского в одном комитете. По этой причине особенного скандала из-за визита силовиков в Минприроды не случилось, так как впрямую деятельность министерства не касалось.
Однако, именно из комитета по тарифному регулированию выросла эта нестыковка, которая сейчас может обернуться вполне реальным уголовным делом – за нецелевое использование бюджетных средств.
Здесь нужно сделать ещё одну оговорку про федеральный минфин и его ревизоров. Ведомство Антона Силуанова относится к категории «скупых, но справедливых». Получить какое-либо финансирование и не представить отчёт за каждый вложенный рубль с этим господином в принципе невозможно (недаром сумма к возврату указана с точностью до рубля – ₽ 3054269300 – несмотря на девятизначный разряд). И если минфин дал денег на компенсацию выпадающих расходов, их и нужно было пустить по назначению, а мазут закупать по другим статьям. Но в правительстве Мурманской области, видимо, посчитали, что смогут договориться в Антоном Германовичем, а в случае чего – нажаловаться на него Владимиру Владимировичу. Не тут-то было! Ревизоры – народ суровый, им палец в рот не клади, они каждую копейку взыщут. И взыскали! Точнее – предъявили к взысканию. Но почему-то областное правительство не спешило возвращать долги, а договариваться с Минфином после угрозы жалобы самому Путину уже не получилось.
Очевидно, по этой причине правительство Мурманской области в срочном порядке в марте пыталось привлечь кредитные средства в областному бюджету для финансирования дефицита областного бюджета и/или погашения долговых обязательств Мурманской области в форме невозобновляемой кредитной линии. Удивительное дело: в марте не было подано ни одной заявки, а уже при повторном тендере комитет по конкурентной политике (который и объявлял аукционы на привлечение средств) в последний день июня их же и отменил (срок окончания приёма заявок по этим госконтрактам значилось 7 июля).
Возможно, в расчёт попал недавний контракт, заключённый между правительством региона и «ФосАгро». Но если требование федерального минфина о возврате трёх миллиардов не будет выполнено, ведомство заблокирует счета и взыщет денежные средства в принудительном порядке. И уж можно быть уверенным, оно это сделает. Как рассказали «АО» финансовые эксперты, судиться с Минфином в этом случае можно, но глупо – проще добровольно возместить, не дожидаясь блокировки счетов и принудительного взыскания. Либо, что уже вряд ли, надеятся на очередное лобби и договариваться с теми, кто выше Силуанова. Но тогда финансовый поток в область может превратиться в ручеёк, а то и вовсе иссякнуть.
Кстати: три миллиарда рублей – это три быстровозводимых госпиталя, аналогичных тому, который построен в Мурмашах для ковидных пациентов.