Впервые про медицинские маски стали говорить в январе-феврале 2020 года, ещё до официального начала пандемии коронавируса: мурманчане обратили внимание, что китайские туристы (коих в то время ещё было много в столице Заполярья) массово скупали эти нехитрые СИЗы. Провизоры признавались, что заказы на маски сделаны, но когда будет поставка – неизвестно.
Позже, когда в стране (и в Мурманской области) ввели масочный режим, проблема приобрела глобальный масштаб. Доходило даже до того, что некоторые торговые сети продавали медмаски по каким-то космических ценам. Впрочем, ситуация относительно быстро стабилизировалась, и маска стала обычным и доступным товаром. Именно тогда «Арктический Обозреватель» впервые поднял вопрос утилизации медицинских масок.
Привожу текст, который был опубликован в конце мая 2020 года
Согласно рекомендациям РПН, маску нужно носить не более трёх часов. Затем её нужно дезинфицировать (если она многоразовая) или утилизировать (если, соответственно, она одноразовая медицинская).
Те же рекомендации Роспотребнадзора говорят, что каждую маску нужно упаковать в отдельный герметичный пакет, а затем утилизировать (желательно отельной от другого мусора). Период дневной активности среднестатистического жителя Мурманской области длится 12 часов, то есть четыре маски и четыре пластиковых (!) пакета, которые ещё и не рекомендуется выбрасывать вместе с бытовыми отходами.
Предположим, что у части населения региона многоразовые маски (или они подолгу используют одноразовые ИСЗ). Очень примерно получается, что ежедневная потребность региона в одноразовых масках ~200 тысяч. И столько же требуется герметичных (читай - пластиковых!) пакетов для утилизации масок.
Умножив ежедневный расход одноразовых масок на количество дней самоизоляции - становится страшно за экологию Мурманской области!
По данным «Всероссийского общества охраны природы» и «National Geographic Россия», пластиковый мусор входит в ТОП-5 самых распространённых видов бытовых отходов. Учитывая масштабы потребления масок, которые производятся отнюдь не из биоразлагаемых материалов, медицинская маска в скором временем может стать самым распространённым мусором.
Кстати, Фёдор Филиппович Конюхов на ледоколе «50 лет Победы» отправился на Северный полюс изучать именно миграцию пластика в арктических водах.