Одним из главных итогов Петербургского экономического форума стало, пожалуй, то, что он состоялся несмотря на пандемию. И он стал первым международным событием, которое прошло по-большему оффлайн, то есть, живьём, как в старые добрые времена. Вместе с тем, нельзя было не обратить внимание на то, что речь президента Путина касалась не столько международных (экономических) проблем, сколько затрагивала ситуацию в российской экономике. Прозвучавшие в выступлении посылы на продление льготного ипотечного кредитования явно интересны только на внутреннем рынке, хотя и продемонстрировали мировому сообществу возрождение российской экономики и готовности работать с инвестициями.
Ещё из наблюдений – нынешний ПМЭФ (возможно, в силу продолжающейся пандемии) уже не обладал тем статусом, который завоевал на заре. Шутка ли, что из 25 губернаторов 11 выступали с докладами только на сессии, посвящённой развитию Дальнего Востока и Арктики, демонстрируя, что на привлечение инвестиций в сырьевые проекты никто не рассчитывает. То есть, этот форум был нужен больше не бизнесу с крупными вложениями, а тем отдалённым регионам, которые понадеялись, что в них вложатся. Это как раз и показывает отсутствие статуса win-win.
Тем не менее, в первые же дни форума Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, составленный и на основе статистических показателей, и оценок экспертов. А списки потенциальных респондентов сформирован не только на основе данных местных властей, но и при участие федеральных бизнес-объединений. Другими словами, рейтинг АСИ в этой части можно смело считать наиболее репрезентативным и независимым.
Однако, при изучении сего рейтинга мы почему-то не смогли обнаружить Мурманскую область. Как же так?! – ведь у нас только по последним данным предполагаемый объем инвестиций в проект «Новый Мурманск» составляет порядка 15 млрд рублей! А вместе с прежними продолжающимися проектами сумма должна быть многократно больше.
Попробуем разобраться, что здесь не так.
Первое, о чём стоит сказать – непубличность рейтинга. То есть, в открытую часть попадает только треть регионов Российской Федерации, а остальные, как и подробные выкладки по оценкам, в виде доклада направляется в субъекты и в Администрацию президента. «Арктический Обозреваетесь» изучил ранее опубликованные рейтинги и выяснили, что Мурманская область попадала в открытую часть только в 2015 году, заняв 33 место. Кроме того, редакция сделала соответствующий запрос в АСИ, и получил вот как ответ:
Информация о местах регионов, которых нет в опубликованном списке, передается в администрацию субъекта РФ, и там вправе самостоятельно ею распорядиться, а также решить, сообщать ли о своих показателях СМИ.
Что это тогда получается? – Администрация Мурманской области из каждого, простите, утюга трубит об инвестициях, улучшении инвестклимата и радужных перспективах, а при этом стыдно сказать на каком месте мы находится? Получается, что при прежнем руководителе – Марине Ковтун – регион-таки смог обеспечить себе место в публичной части рейтинга, а уже при нынешнем – скатиться в аутсайдеры?
Для меня это более, чем удивительно, потому что весь прошлый год (и уже половину этого года) мы то и дело слышим о поддержке малому и среднему бизнесу и о ТОР «Мурманск – столица Арктики». Выходит, что оказываемая поддержка (а этот фактор – один из методологических критериев оценки экспертами АСИ, он же являлся одним из ключевых при составлении рейтинга) оказалась не на должном уровне. К тому же, никто в правительстве Мурманской области так и не озвучил данных – сколько предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены закрыться из-за невозможности адаптации к новым реалиям или невозможности получения поддержки. Достаточно просто пройтись по улицам и посчитать количество закрытых после пандемии дверей… Об ухудшении ситуации говорит и статистический показатель розничной торговли: Мурманская область оказалась в числе 13 регионов, которые по итогам прошлого года продемонстрировали падение оборота розничной торговли. Незначительно, но снижение в 2-4% было зафиксировано.
Однако, вернёмся на 10 лет назад, когда о коронавирусе ещё не знали даже летучие мыши. Май 2011 года можно считать стартом мегапроекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который аккурат в текущем году должен был начаться реализовываться. Ну пусть даже не в этом – с учётом коронавируса – в следующем. Напомним, что проект «Комплексное развитие МТУ» оценивался в ₽140 млрд, что в пересчёте на срок реализации и инфляцию – это чуть более ₽15 млрд в год. Наверное, нет смысла напоминать, что включал в себя этот грандиозный проект. Казалось бы, всё говорило в его пользу, но проект буксует все десят лет: меняются подрядчики, выходят из проекта заказчики, а недостроенный мост – вроде бы новая визитная карточка Кольского района – превращается в «мост самоубийц», о котором на уровне губернатора не принято вспоминать. Кстати, Андрей Чибис год назад во всеуслышание заявил, что первые составы пойдут по мосту в декабре 2020 года. Мог ли он тогда знать, что именно в декабре площадку покинет очередной подрядчик, а сама стройка в очередной раз окажется на грани провала. Как бывший сотрудник Минстроя наверняка мог. Даже как губернатор мог осторожно предположить и не называть точные даты. Но не захотел. Ибо сиюминутный пиар оказался важнее.
После таких аллюзий у многих уже возникло сомнение – уж если практически федеральную стройку «похоронили» под толщей пиара, не ожидает ли сия участь и «Новый Мурманск»? Лично у меня сомнений нет – найти инвестора в регион, который находится на задворках инвестиционного климата будет крайне проблематично.