Знаете, удивляют восторженные возгласы по поводу того, что Алексей Германович Лыженков занял пост министра ЖКХ и энергетики.
Мне непонятно, чему радуются, что ожидают.
Для начала нужно понимать саму фигуру Алексея Лыженкова. Вполне стандартная карьера управленца чиновника. Имеет хороший опыт в области ЖКХ и городского управления. И если вспомнить, что реальную работу обычно тянут замы, то собственно последние лет восемь осуществлял фактическую деятельность «сити-менеджера» города Мурманска.
С одной стороны, его профессиональные качества не вызывают сомнения. Но тут возникает вопрос: если в Мурманске так всё хорошо с организацией управления города, то откуда столько вопросов к Никоре? И неужели в Мурманске все так отлично, что можно перекидывать высококлассного специалиста? При этом в предвыборный год? Из столицы области? Ню-ню. Ну и самое главное, по моему мнению, Лыженков не смог бы продержаться на своей должности столько времени не входи он в команду «городских», что по определению ставит его в оппозицию к губернатору. Нет, конечно можно сказать, что он поменял «лагерь», и даже что это нормально, вот только таким доверия нет, а значит, как минимум он будет под «испытательным сроком». И собственно сколь-либо серьезно повлиять на ситуацию в области не сможет. Либо не дадут (сопротивление системы), либо не разрешат (не дорос ещё).
Вот и получается, что ожидать сколько-нибудь продуктивной деятельности от нового министра не стоит, и в этом даже не он виноват.
Тогда зачем это назначение?
Мне видится несколько целей.
Первая – для выполнения конкретной задачи. Вторая – для «затыкания» дыры, назначение «кризис-менеджера» (частный случай первой цели). Третья – назначение «своего» человека на должность. Четвертая – должность как «пенсионный тупик».
Примерим эти цели на нового назначенца.
Первая. Предположим, что предыдущий министр Дмитрий Латышев был поставлен с целью протащить в регион «Управляющую компанию Мурманской области», и это оказалась единственным, на что его хватило. Конкретных целей для вновь назначенного министра я не вижу. Точнее, цели может быть и есть, но вот ресурсов для достижения этих целей у Лыженкова скорее всего нет. Например, в плане реформы энергетики области, нужны контакты в первую очередь с НОВАТЭКом, так как те тащат газовую трубу. В плане ЖКХ переформатировать «УК МО» уже вряд ли получится, так как фактически она сыграла в ящик.
Если кто видит иные конкретные цели напишите в комментариях – будет интересно обсудить.
Вторая цель – затыкание дыры, «кризис-менеджер», то есть человек, который сможет поднять отрасль из того состояния разрухи в котором она есть сейчас. Если, как уже указывалось выше, профессиональные компетенции нового министра в области ЖКХ не вызывают сомнений, то вот его способность действовать в режиме ЧС, ничем насколько я знаю, не подтверждена. Кроме того, главным признаком хорошего кризис-менеджера является эффективная команда, а её нет. И создать Алексею Германович её не дадут.
Третья – назначение «своего человека». По сути – это уже рассмотрено выше: не было особого смысла смещать Латышева, который, в принципе, уже доказал свою верность #командепеременок тем, что протащил «УК МО» в том виде в котором ему указывали. А назвать сферу ЖКХ в регионе «синекурой» я точно не могу в связи с экстремальными по сравнению с большинством регионов России условиями.
Ну, и четвертая – наиболее вероятная, по моему мнению, цель. Как мы видим, те или иные чиновники выражают интересы групп (элит), и просто их снять невозможно, согласно управленческой этики. В случае, если какой-либо группировки необходимо определенное «место» (должность), она должна обеспечить лицу, занимающему эту должность, место советующее или выше занимаемой должности.
А теперь давайте рассмотрим, само место министра энергетики и ЖКХ. Для начала, в уже СУЩЕСТВУЮЩЕЙ в области энергетике, все уже качественно разделено среди условных «местных». А в сфере ЖКХ, наоборот, выросли долги перед ресурсоснабжающими организациями. Введенный мораторий на пени и штрафы за ЖКХ привел к снижению собираемости до 50% за коммунальные платежи. Нужно ли объяснять, что дистрофичные УК с недофинансированием зимой в очередной раз начнут сыпаться?
Теперь для понимания самой должности. Функционал полномочия, и возможности министра довольно сильно отличаются от работы «сити-менеджера». В среднем, по статистике, человеку для вхождения в ситуацию нужно примерно шесть месяцев. Обратите внимание – шесть сложнейших в плане ЖКХ месяцев в наших широтах. Фактически Лыженков на сегодняшний день не сможет работать даже с эффективностью своего предшественника. Ну вот и вопрос – зачем это делать?
Выводы от автора.
Перемещение Алексея Германовича Лыженкова на должность министра ЖКХ для области ничего положительного не принесет, просто потому, что сопротивление системы и функционал нивелируют любые профессиональные качества нового министра.
Необходимость замены заместителя сити-менеджера, это, похоже, было требованием от Евгения Викторовича Никоры, который стал понимать, что для работы ему необходим как минимум собственный зам, которому он может полностью доверять, и в этом случае профессионализм бывшего зама против его принадлежности к «городским» не играет.
Необходимость убрать от ответственности «своего» человека – Дмитрия Латышева, когда в энергетике и ЖКХ возникнут серьезные проблемы. Подставить группировку «городских», через их представителя, назначив их крайними за ситуацию в отрасли.
Так что, ничего радужного, ни для людей, ни для нового министра, я если честно не вижу.