«Политические игры в Мурманской области». Водевиль в двух актах

Пролог

Для понимания текущей ситуации просто необходимо обернуться назад и проследить, как складывалась ситуация. Примерно до 2010 года в Мурманской области основными игроками были Норникель и Фосагро. На последнем издыхании «доигрывала» рыбная отрасль, но это больше про раздел квот, а не про регион. Иллюстрацией стратегической зависимости развития регионов от добывающих компаний является Норильск (об этом, в частности, несколько лет назад говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко). Если кратко – это распад инфраструктуры, отток населения, переход на вахтовый метод. Вполне естественно, что постепенно вся краевая политика была направлена в эту сторону. То есть, выкачивание денег распилами из бюджета, минимальное вложение в инфраструктуру, непрепятствование оттоку населения. По сути – политика превращения региона в систему вахтовых поселков и закрытых военных городков. За этот период сформировалась «элита» которая думает только в этой парадигме. 

Акт первый: «Ты помнишь, как всё началось..?»

Однако, в это же время (2010-12 гг) начала меняться концепция в отношении Арктики с «как-то там люди ещё живут» на «территория стратегического развития, которую необходимо развивать, территория с высокой потенциальной прибылью, и объект интереса со стороны внешних заинтересантов».

Именно с того времени Мурманская область стала областью пристальных интересов «НОВАТЭК», «Роснефть», а также «Росатома».

Вот только проблема: нет ни одного большого завода, тем более высокотехнологического, а также транспортно-логистического хаба, который работал бы по вахтовой системе. Так что, эти компании заинтересованы в развитии области, привлечении в неё жителей, высококвалифицированных рабочих, создание комфортной среды. Что напрямую противоречит стратегии оттока из области. Это же прямо противоположно тому, что делали местные «элиты» до 2010 года. 

По-видимому, новые требования были доведены до местной «элиты», однако люди, привыкшие думать шаблонно в одном направлении «распила бюджета», перестроиться так и не смогли, в результате политика региональных властей осталась прежней. 

Странным ли после этого выглядит проигрыш региональных «элит» в политической игре? Их аккуратно отодвинули как проштрафившихся, назначив на область нового руководителя с «широкими полномочиями», дабы он вкорне поменял региональную политику. 

Что ж перейдем к фигуре нового губернатора.

Биография Андрея Владимировича Чибиса, нынешнего губернатора Мурманской области уже выложена в Википедию. Я считаю необходимым упомянуть лишь то, что его становление как чиновника происходило в системе градостроительства и ЖКХ. 

Не буду особо растекаться мыслью по древу, но нынешний губернатор имеет явные признаки «надувного министра», если кому-то будет проще, то «подсадной утки». 

Андрей Чибис

В чем заключается технология.

Человек, обладающий определенным высокими властными полномочиями, решает организовать себе «ручное правительство», ну или хотя бы большую группу влияния в правительстве. Выращивать своих, это длительное и очень затратное по ресурсам занятие. Поэтому берутся люди, достигшие своего потолка в карьере, из чужих команд. Люди, которые выше подняться не могут из-за своих деловых и человеческих качеств, их еще компетенциями сейчас модно называть. И организуется им повышение, которого они совсем не ждали. 

Важные условия: необходимо обладать инсайдерской информацией (ну так как мы сейчас говорим о губернаторах) об областях в которые пойдут широкие инвестиции, для того чтобы, назначенный губернатор мог выдавать высокие показатели не прилагая к этому своих сил, так как сам он такое организовать не способен. Второе, у кандидата на «разгон карьеры» должно быть завышенное самомнение. Для чего – поясню ниже.

Такого персонажа сажают в кресло губернатора, однако через некоторое время он обнаруживает, что его команда не справляется, тянуть должность не получается, тогда для него появляется «волшебник» который помогает ему найти грамотных подчинённых, которые и выправляют для него ситуацию. В дальнейшем такой «надутый губернатор», протаскивается в федеральное правительство на министерское кресло, ведь все показатели у него как у губернатора были просто отличные – главное, что инвестиции в область пошли и они росли! Естественно, новоиспечённый министр потащит за собой тех самых грамотных подчиненных (от волшебника), которые помогали ему выполнять его же обязанности губернатора. И вот через них-то министром и управляют, он же привык во всем на них полагаться и советоваться. Вот для этого и нужно «завышенное самомнение» – таким человеком просто управлять «снизу».

Я думаю, что могу назвать как минимум три попытки Севастополь (Овсянников), Мурманская область (Чибис), Камчатский край (Солодов). Несомненно, при тщательном анализе можно назвать еще несколько попыток.

Итак, в 2019 году сформировалась следующая диспозиция: региональные «элиты» не справились с предъявленными требованиями, произошло столкновение интересов НОВАТЭКа, Роснефти, Росатома и местных «элит», поддерживаемых Норникелем и Фосагро. По результатам этого противостояния было решено назначить в Мурманскую область нового губернатора. Однако, похоже в это решение вмешалась третья сила - «Волшебник», который формирует (надувает) себе ручное правительство. Он помог пролоббировать на эту должность одной из групп нынешнего губернатора, при этом, чтобы «местные» его не сожрали, была проведена «атака» на местные элиты, в результате которой показано, что несогласные будут наказаны. Мурманчане помнят внешнее выражение этой атаки в виде битвы между главой УМВД Мурманской области генерал-майором Игорем Баталовым и местным главой Алексеем Веллером. 

Игорь Баталов

И, как сейчас модно считать, для остановки оттока населения необходимо создание «комфортной городской среды», поэтому кандидатура заместителя министра градостроительства и ЖКХ для данных целей выглядела подходящей, для указанных выше заинтересантов.

Ну и кандидату в губернаторы, явно пообещали «министерское кресло», объяснив при этом, как он должен себя вести. 

Выводы:

- в область после столкновения местных «элит» назначен новый губернатор, который по замыслу «новых» сил, должен организовать развитие региона; 

- «местные» получили по носу, и получили требование «сверху» провести нового губернатора на «выборах».

- новый губернатор получил обещание карьерного роста, и устремился ввысь, к новым свершениям.

- в регион пришёл человек, который явно не способен потянуть должность губернатора, представляющий лишь интересы определённых групп, которые не связанны ни с силами, которые инициировали смену губернатора, ни с «волшебником» (его время явно еще не пришло), ни с «местными». 

Конец первого акта. «Антракт, негодяи» ©

Акт второй: «Новый временный царь»

Сейчас по прошествии полутора лет управления областью новым губернатором мы можем сделать определённые выводы. Деятельность губернатора сосредоточена в нескольких направлениях.

Первое, и основное направление деятельности – личный PR, причем сосредоточенный на федеральной повестке. Неадекватное количество ресурсов (по сравнению с политикой и поведением предыдущих губернаторов, а также действующих губернаторов иных областей не «надутых»), направленное на эту деятельность, заставляет задуматься о причинах такого поведения. Схожее поведение характерно в период набора предвыборных очков, но как мы видим по прошествии уже года после выборов, компания по освещению деятельности губернатора только набирает обороты, требуя все больших ресурсов. Что в конечном итоге дает основание полагать, что сам губернатор считает свое нынешнее назначение «очень временным», он аж выпрыгивает как лосось из воды, стремясь показать какой он успешный и сильный губернатор. 

Михаил Мишустин и Андрей Чибис

Второе направление – демонстрация основным силам, инициировавшим смену губернатора (НОВАТЭК, Роснефть, Росатом), свою работу по изменению политики. Выражается она в кадровой чехарде и смене лиц, находящихся на различных руководящих постах. Главный посыл данной деятельности – в бедственном положении области виноваты зажравшиеся чиновники, находившиеся на руководящих постах. Поэтому активная смена лиц на руководящих постах, в отчете (на бумаге) выглядит как активная работа по смене политики. Однако, она таковой не является и ведет к потере управляемости регионом. В среднесрочной перспективе (1,5 - 2 года) такая кадровая чехарда приведёт к плачевным результатам.

Третье – освоение финансовых потоков, с перспективой «политического освоения» региона силами, представителем которых он является. Выражается это в различных туристических и градостроительных инициативах, инициативах ЖКХ и иных. Всё это будет иметь плачевный результат для области в дальнейшем (в дальнесрочной перспективе). 

Вместе с тем, на бумаге планомерно идёт «отжим» местных (вероломное вмешательства в дела муниципалитета) от бюджетных потоков, (например, в Мурманске – смена начальников УДХ, Парков и скверов и др.). И замена их на собственные кормушки – бесчисленное количество АНО с миллионными оборотами и сомнительной эффективностью.

Параллельно идёт потеря контакта с местными «элитами» и их ресурсов для дальнейшей борьбы. При этом явно не являясь особым гением в искусстве политической и номенклатурной борьбы, периодически одерживает над «местными» победы, что явно указывает на некоторую управленческую деградацию «местных» элит. Однако, указанная деятельность уже ведёт к разрушению управляемости системы, а она, в свою очередь, приведёт к нарушению работы муниципалитетов.

Вместо эпилога

Очевидно, что губернатор нацелен на кресло министра в новом правительстве, которое будет создано в 2021 году после выборов в Госдуму (надеюсь, все помнят, что новая Дума формирует и новое правительство). Поэтому губернатор сосредоточен на своем пиаре и максимальной выкачке ресурсов – ему предстоит затратная работа по организации своего повышения. 

Отношение областных министров к областной Думе можно охарактеризовать как «наплевательское», и это – тема для отдельно материала!

На встрече губернатора и премьер-министра на предъявленные претензии по отсутствию реальных результатов, а не бумажной чехарды в кадрах, губернатор свалил всю вину на «местных», которые «саботируют» его работу, при этом пишут на него кляузы по партийной линии. В итоге – получил «добро» сформировать следующую областную Думу «под себя». 

Стоит обратить внимание на упорство, с которым губернатор продвигал в Администрации президента кандидатуру Владимира Евменькова на должность вице-губернатора по внутренней политике. Если учесть, что до назначения Андрея Чибиса в регионе они знакомы не были, возникает вопрос– откуда взялось такое горячее доверие к новому политическому заму? Наличие действительно богатого управленческого опыта выгодно отличает Евменькова от основной команды и даёт основание полагать, что это человек нужных людей.

Владимир Евменьков

Перед Владимиром Васильевичем теперь будет стоять задача по согласованию списочного состава новой Облдумы (точнее – сегмента «ЕР»). И по результатам его деятельности вероятнее всего будет определятся его дальнейшая политическая карьера. Вплоть до назначения его ВРИО губернатора после ухода Андре Чибиса. 

В Москве принят курс на замену «местных» элит, и на месте Веллера, Лященко, Лихолата и других, я бы задумался, о том, что наиболее часто используемый прием повышения рейтингов правящей партии является «чистка рядов», а Евменьков, будучи выходцем из системы МВД, в этом очень даже подкован.

Для мурманчан наступают тяжелые времена: в результате деятельности элит институты муниципальной власти теряют управляемость. К этому добавляется «эффективное» управление в условиях пандемии коронавируса и набирающий обороты глобальный кризис.

Однако стоит указать, что в верхних эшелонах власти заинтересованы в развитии Мурманска и Мурманской области, улучшений условий, жизни и труда!  

От редакции. Авторский стиль сохранён.