РЖД головного мозга, или...

В минувшую субботу довелось участвовать в первой серии захватывающей драмы под названием «У какого из нас мост не падал». 

Кратко это уже было изложено в ТГ-канале – организация пассажирооборота между станциями Мурманск и Выходной была близка к краху, а информирование пассажиров вообще пробила дно.

Сейчас подъезд к главному входу в вокзал закрыт, сотрудники охраны пропускают только автобусы

Авиация vs РЖД

На осколках казавшегося незыблемого «Аэрофлота» с момента распада СССР появлялось и исчезало множество авиакомпаний. Рынок и государство не щадили никого, будь то гигантская «Трансаэро» или маленькая «Псковавиа». Но за всё это время перевозчики научились одной важной детали: главным является пассажир, который рублём оплачивает выбор той или иной авиакомпании.

Например, если случается задержка рейса (не важно, по чьей вине), происходит практически немедленное информирование пассажира. Аналогично происходит при отменах и переносах. Это стало возможным благодаря тому, что на этапе покупки билета собирается контактная информация. Информированием также занимаются и воздушные гавани – чтобы избежать ненужной суеты в аэровокзалах, хотя и в меньшей степени, но предпринимаются меры для доведения информации до пассажиров. 

Я родился и вырос в районе ЖД-вокзала в Мурманске. Некоторые мои родственники всю жизнь проработали на железной дороге, и я, будучи студентом, просыпался под «Я люблю моё Заполярье», звучавшее во время отправления поезда в Питер. Я знал наизусть все объявления, которые делались на вокзале. Что мне довелось увидеть в субботу в Мурманске на железнодорожном вокзале? – полную неспособность РЖД  на местном уровне управлять кризисно ситуацией. 

В ожидании информации и поезда 

Повреждение полотна было выявлено около 17 часов 30 мая 2020 года. К этому времени на станции Мурманск уже прибыл поезд № 16 «Арктика», он проходил обслуживание и готовился к обратному рейсу. На вокзал стали прибывать ни о чём не подозревающие пассажиры, однако на перрон их не пускали, объясняя «какой-то заминкой». Лишь перед самым временем отхода поезда было произведено объявление о том, что отправления поезда будет производится со станции Выходной, куда пассажиров доставят автобусами.

Ни во сколько подадут автобусы, ни во сколько назначено отправление, никаких других  вводных сказано не было. Многие пассажиры самостоятельно поехали в Выходной, чтобы не прозевать отправление. А надо сказать, что эта станция мягко говоря не очень предназначена для обслуживания такого количества пассажиров. Даже в советские времена пассажиров там был очень мало, и для «пассажиропотока» хватало небольшого помещения станции. Сейчас же все были вынуждены ждать на улице, под ярким, но по-прежнему холодным майским солнцем. И снова – минимум объявлений, минимум информации. Более-менее внятное оповещение пассажиров началось после того, как мурманские СМИ начали обрывать телефоны пресс-службы Октябрьской ЖД в поисках хоть какой-то определённости. 

Аналогичные ситуации с полным отсутствием информирования пассажиры сталкиваются постоянно. Например, пассажиров не уведомляли об отмене поездов во время пандемии – некоторые пассажиры до сих пор не знают, что их поезд отменён. «Вам бы сообщили за день, что вы переживаете», – говорят сотрудники справочной!

«…у кого из нас мост не падал?»

Эта фраза из культового фильма «День выборов - 2» облетела все мурманские интернеты и ТГ-каналы. Действительно, со стихией не поспоришь. В отличии от перегороженной плотинами Туломы, Кола – по-настоящему свободная река и лишь на первый взгляд кажется спокойной. Но в нижнем течении она становится буйной и даже свирепой. После снежных зим некоторые строения, расположенные на самом берегу в низовьях реки, обкладывали мешками с песком и камнями, чтобы хоть как-то обезопасится от возможного залития. 

Фото - Алексей Мкртчян

Однако, сваливать всё на реку – безрассудно и глупо. Железнодорожный мост, построенный в средине прошлого века, видимо уже отслужил своё и несмотря на регулярные ремонты всё-таки не выдержал. Что могло стать причиной разрушения, кроме воды? Мне представляется, что опоры не выдержали нагрузку. По мосту регулярно проходили десятки грузовых поездов (доля пассажирского движения была ничтожно малой), везя на перевалку в Мурманск миллионы тонн грузов – апатитового концентрата, угля, топочного мазута… Немудрено, что опоры моста от постоянной вибрации могли расшататься и растрескаться. А ведь снежных зим и поднятий уровня реки в регионе за почти вековую историю моста было предостаточно, за всё время опора моста просто постепенно приходить в негодность. Благо, что вовремя заметили и разрушение моста не привело к жертвам. То есть, грузовики раздербанили опору, а вода лишь поставила финальную точку – уронила мост.

Наверняка старожилы помнят, как в конце 90-х от мороза треснул автомобильный мост через Колу, который аккурат у подножия Соловараки. И насколько было неудобно добираться в Колу – все маршруты проходили через Молочный. Тогда в шутку говорили: «чтобы отрезать Мурманск от всего мира, нужно уронить ЖД-мост и закрыть аэропорт». 

Остался аэропорт?