Как в Мурманске «расправляются» с директорами школ: история ещё одного увольнения

История о бесправности руководителей учебных заведений среднего и профессионального образования, увы, не нова, и, к сожалению, внезапным увольнением ещё одного директора не закончится. Одна из историй уже этого года – в январе (читай – посреди учебного года) по инициативе министра образования Мурманской области Дианы Кузнецовой были прекращены трудовые отношения с руководителями четырёх колледжей. Тогда провластные издания пытались убедить читателей, что образованию нужна «новая кровь», забывая при этом, что «опытный конь борозды не испортит».

Фото – Яндекс

И вот – новый учебный год, и новое увольнение, теперь уже в Мурманске: за день до вступления в должность мэра Иван Лебедев подписывает постановление об увольнении директора гимназии № 1 Марины Чистяковой. Причём сделано это примерно так же, как и в январе – поставил перед фактом. Но в отличие от январского безмолвия, осенью родители учащихся гимназии решили не играть в молчанку и написали открытое письмо на имя мэра Лебедева, в котором потребовали указать причины увольнения директора учебного заведения. И, как это часто бывает, причин Лебедев назвать не смог: ни на встрече с педагогическим коллективом, ни с родителями. Единственное, что смог сказать мэр (точнее – многократно повторить, словно заезженная пластинка), – «всё было сделано по закону».

Выписка из постановления за подписью врио главы города Лебедева

Здесь уместно рассказать о том, как проходила встреча Лебедева (мэра), Воробьёвой (председателя городского комитета по образованию) и Корневой (начальником отдела общего образования комитета) с родителями учеников гимназии № 1. На встречу, как рассказали сами родители, пришло более 100 человек – зал был практически забит до отказа, что неудивительно: по последним данным, под открытым письмом подписи поставили более 200 родителей.

Марина Чистякова

Про встречу с мэром Мурманска

Утром во вторник родителям в чатах пришло сообщение, что уроки сокращаются – объявлен сбор педколлектива. Говорят, общение учителей с Лебедевым длилось три часа, и насовали ему знатно. Вечером Лебедев пришел на встречу с родителями, собрался почти полный актовый зал. 

С места в карьер Лебедев, когда еще никто не успел открыть рта, предложил «не устраивать балаган». Видимо, кто-то из умных советников ему сказал, что там «собрался у ворот этот, как его, – народ» и надо бы приструнить.

Запретив балаган, Лебедев вызвал из первого ряда будущего директора и сразу захотел его предъявить, сорвать аплодисменты и пойти кататься на тракторе по ночному городу. Но не тут-то было. Из зала посыпались вопросы. Первый – о причинах увольнения Марины Александровны. Лебедев ответил чётко и кратко: «Это наше с ней личное дело. Мы встретились, поговорили, всё обсудили и друг друга поняли. Причины называть не буду, это неэтично»*. Дальше в течение двух часов он повторял этот тезис, иногда переставляя слова в предложении. Аргументы, что это дело, в том числе детей и родителей, отметал начисто. «Всё сделано по закону». Кто-то из зала спросил: «А по совести?». Тут ответа у мэра не нашлось.

Родители напомнили мэру о том, что он на прошлой неделе давал присягу и клялся защищать права жителей. Ответа не последовало. Вопросы родителей: почему он летом сам вручил Марине Александровне благодарственное письмо, а в ноябре одним днем уволил; почему нельзя было сократить её во время реорганизации; почему не дали доработать до конца года?... Как и многие другие, остались без ответа.

То самое благодарственное письмо 

Лебедев признал, что уволили Марину Александровну «неправильно». То есть уволили правильно, а вот сделали это «не по процедуре». С бывшим директором Лебедев встретился, когда уже всё случилось, а в комитет по образованию экс-директора вызвали, когда приказ был подписан. То есть, не по-человечески обошлись. В остальном – «по закону». Почему в мэрии до сих пор не научились увольнять людей правильно и не путаться в процедуре – загадка. Видимо, крепко сидит в чиновничьих мозгах «а чего с этими церемониться-то?».

Выступали и родители из бывшей 53-й школы, которую в результате реорганизации присоединили к 1-й гимназии. У них претензии к директору были – говорили о том, например, что уволена учитель биологии. Позже выяснилось, что учитель также являлась завучем, и эта ставка попала под сокращение. Родители считают, что в этом виновата Марина Чистякова. Вообще реорганизация и здесь – больная тема. По мнению родителей, стало только хуже.

Когда обсуждение снова вернулось в прежние рамки: «Я ничего не скажу», из первого ряда поднялась начальник комитета по образованию Светлана Воробьева и с каменным лицом принялась уверять, что всё только к лучшему. Потом еще одна дама преклонного возраста – Светлана Корнева. Она пообещала: «Всё останется как раньше. Никто из учителей не уволится, потому что они любят детей» (предлагаю запомнить это обещание вечной чиновницы).

После этого на сцене появился персонаж, которого обещали – «профессионал с большим управленческим опытом» Дмитрий Кривицкий из 9-й гимназии. Он коротко рассказал о себе. Потому что длинно рассказывать нечего. Ему позвонили «вчера» и предложили головокружительный карьерный рост. Учитель рисования и ОБЖ, о-о-очень любит детей и готов реализовывать детские инициативы. Стаж работы – 7 лет. Из управленческих достижений – руководство пришкольным лагерем. На вопрос, знает ли, как провести ЕГЭ и ОГЭ, гордо ответил, что «ходил наблюдателем на экзамен». С каждым ответом Лебедев удовлетворенно кивал: вот, мол, как и обещали, профессионал! В общем, сказка про голого короля.

Итог: решение принято, отмотать обратно не получится: Марина Александровна уедет из Мурманской области («На Севере жить?»), родители намерены писать обращение в приемную президента и обращаться на прямую линию главы государства. Понятно, что директора, которого любило и уважало не одно поколение мурманчан, поддерживают тысячи людей (а не 21 человек), уже не вернешь. Сохранится ли коллектив – большой вопрос. Главное – наплевательское отношение к детям, родителям, педагогам: «Не ваше дело, мы сами всё решим, а вас не спрашивали».

На момент подготовки материала подписи 
под открытым письмом поставили 222 родителя.  

* От редакции «АО». 

Как мне удалось выяснить, Лебедев не смог назвать ни одной причины, по которой он уволил Марину Чистякову. Более того, у него не хватило смелости это признать и перед родителями (я прослушал запись встречи и подтверждаю написанное родителями выше). Из чего стало понятно, что он сам не в курсе причин, а всё произошедшее выглядело как его «бросок под танк» самой Кузнецовой. Мои источники предполагают, что причина, по которой она так поступила с Лебедевым и Чистяковой – разногласия с последний по поводу цвета розеток в профориентационном классе.