Новость о задержании Константина Биджоева, которую первым выдал прогубернаторский ТГ-канал, и которая явно была написана в манере последних медийных методичек, спущенных сверху, привлекла к себе гораздо больше внимания, чем если бы информацию распространили siloviki. Я бы даже сказал – подобная ситуация вызвала как минимум недоумение. Читатели «АО» в комментариях также обратили внимание на причину задержания, высказав предположение, что это могла быть «спланированная акция по сливу»:
Биджоев, конечно, не святой, но по такой статье любого главврача любой поликлиники можно притянуть за мёртвые души по диспансеризации.

Вероятнее всего, эти слова не лишены смысла, а сам процесс начался отнюдь не на прошлой неделе. Судите сами: в ноябре прошлого года приказом министра Панычева на базе экс-КВД путём поглощения лечебно-реабилитационного центра и 1-й и 2-й поликлиник Мурманска был создан «Мурманский областной медицинский центр». Главным назначили депутата мурманского Горсовета Аркадия Амозова. Соответственно, ранее самостоятельные учреждения здравоохранения как юридические лица перестали существовать. Бывает, что в таких случаях бывшим руководителям делается предложение стать заместителями. Да, ниже рангом, но по-крайней мере на том же месте. Было ли сделано такое предложение Константину Матвеевичу – мне неизвестно. Равно как и неизвестны причины, по которым он отказался (в случае, если предложение всё-таки было).
Как бы то ни было, перед новым годом Константин Биджоев вышел из системы областного минздрава. Здесь, наверно, нужно поставить знак равенства – перестал быть частью команды губернатора.
Далее о причинах, на основании которых в отношении экс-главврача возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий. В сообщениях пресс-служб указано, что Биджоев поручал сотрудникам вносить «заведомо ложные» сведения о прохождении диспансеризации без фактического её проведения. И эти действия привели к ущербу на сумму около миллиона рублей.
Читатели «Арктического Обозревателя», знакомые с внутренней кухней финансирования подобных программ, рассказали, что деньги, которые поликлиника получала за диспансеризацию, вероятнее всего тратились не на личные нужды главврача и его окружения:
Повод для уголовного дела какой-то дурацкий. Как будто ФСС ему лично деньги перечислил. За каждую проведённую диспансеризацию врачи получали определённую сумму. Официально. И это – один из способов поднять зарплату медикам до более-менее приемлемого уровня. В этой системе выгодны больные люди, и желательно – хронически. Поскольку есть план на больных, а не на здоровых. И медучреждения поставлены в условия, когда надо давать план. Условному участковому терапевту невыгодно заниматься, например, профилактикой. Т. к. чем меньше больных, тем меньше поступления из ФСС и зарплата. Дополнительные обследования просто запрещают назначать, т. к. неизвестно – оплатит их ФСС или нет. Попытки натянуть извращенную бизнес-модель на нашу медицину и заканчиваются вот такими уголовным делами. Отсюда же отток специалистов, недовольство пациентов и прочее.
Примечательно ещё и то, что сюжет об оперативных мероприятиях и задержании не получил внятного развития. Возможно, это связано с тем, что особенных причин для заключения под стражу как злостного коррупционера у силовиков не было и, вероятнее всего, Константину Биджоеву применили меру пресечения в виде запрета определённых действий или оставили под подпиской. К тому же, не было громких заявлений о приостановке его членства в партии власти (на сайте реготделения ЕР г-н Биджоев по-прежнему в рядах партии и в должности главврача).
Интересно, что это уже второе условное дело в отношении депутата Мурманской областной Думы нынешнего созыва. Первым стал Олег Самарский, которого также обвинял в первышении полномочий. И по его кандидатуре шло долгое «бодание» внутриполитического блока с силовиками, окончившееся победой последних.