
Снижение расходов на железнодорожный транспорт необходимо для поддержания грузооборота Мурманского транспортного узла, - подчеркнули эксперты
В Мурманске прошла стратегическая сессия на тему «Перспективы развития Мурманского морского торгового порта». Организатором дискуссии выступил Мурманский морской торговый порт (ММТП) совместно с консалтинговой компанией «Технологии доверия» (ТеДо). В результате анализа текущей рыночной конъюнктуры и ситуации с загрузкой портов Северо-Запада, эксперты пришли к выводу о необходимости целевых долгосрочных мер государственной поддержки проектов, которые будут способствовать наращиванию грузовой базы региона. Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой, прежде всего это экспортеры угля, руды и удобрений.
В сессии приняли участие профильные руководители и специалисты Правительства Мурманской области, руководители морских портов и стивидорных компаний, а также грузоотправители. Целью мероприятия было обсуждение способов борьбы против падения грузовой базы ММТП и поиск новых возможностей. Напомним, что по итогам 2024-го и первого квартала 2025 года падение грузооборота ММТП составило 19%.
В начале сессии были заслушаны доклады экспертов ТеДо с анализом состояния экспортных рынков РФ по итогам 2024 года, положения дел в угольной отрасли, а также вариантов организации грузопотока в Арктическом регионе с фокусом на роли Мурманского транспортного узла.
В ходе выступлений было отмечено, что, несмотря на кризис в угольной отрасли, доля России на мировых рынках углеводородов остается стабильной на уровне 14%. Для ММТП это имеет особое значение, поскольку доля перевалки угля в его грузовой базе составляет более 80% всего объема. Второй значимый фактор – это трехкратное увеличение экспорта страны на Восток за последние 10 лет по всем основным позициям. Этот фактор также влияет на положение ММТП: ранее основными получателями грузов порта были страны Европы, сегодня необходимо искать клиентов на более дальних расстояниях Востока и Юга. По итогам 2024 года произошло снижение грузопотока портов Арктического бассейна в среднем на 5%, а по углю на 24%.
Эксперты подчеркнули, что негативное влияние на положение угольной отрасли оказали в долгосрочной перспективе падение мировых цен и рост железнодорожного тарифа, а в первом квартале 2025 года укрепление валютного курса рубля. Вместе с тем докладчик ТеДо обозначил, что дальнейшего драматического падения цены на уголь на мировом рынке вероятно не произойдет и Россия имеет все возможности при эффективной государственной поддержке в конкуренции с Австралией и Индонезией сохранить и упрочить положение ведущего экспортера угля до 2050 года.
Участники сессии обсудили разные варианты возможного выхода для Мурманска из нынешней сложной ситуации. Главная причина продолжающегося снижения объема грузооборота – это конкуренция за общие рынки сбыта с другими направлениями при том, что транспортные расходы из-за дальности расстояния на Мурманск выше. Поэтому, как подчеркнули большинство выступающих, без мер по снижению транспортных затрат сложно рассчитывать не только на восстановление грузопотока в направлении Мурманска, но даже на сохранение нынешнего уровня.
Обсуждались возможные точки роста грузооборота, требующие инфраструктурных инвестиций. Перспектива контейнерных перевозок полностью зависит от налаживания стабильного круглогодичного судоходства по Северному морскому пути. Контейнерным перевозкам нужна предсказуемость, без этого регулярного сообщения не будет, - заявили эксперты. Положительное значение имело бы повышение объемов производства предприятий, расположенных на территории региона.
Светлана Панфилова, заместитель губернатора Мурманской области, министр развития Арктики и экономики:
«Одно из решений, принятых здесь в столице русской Арктики, как обозначил Президент - увеличение не менее чем в три раза мощности Мурманского транспортного узла, что подразумевает под собой создание новой инфраструктуры, специализированных мощностей. Это позволяет начать обсуждение, где нам всем необходимо задуматься над перспективами развития старейшего предприятия Мурманска, Мурманского морского торгового порта, над возможностью диверсификации грузов, над привлечением совершенно новых грузопотоков».
Павел Олейник, исполнительный директор ММТП
«Дискуссия показала, что простых и быстрых решений нет. Все требует проработки и комплексного подхода. В первую очередь, это касается железнодорожных тарифов и железнодорожной инфраструктуры. Мы со своей стороны продолжаем вести работу по поиску новых грузов и замещению существующей грузовой базы».
По итогам сессии эксперты пришли к общему выводу: необходимы целевые долгосрочные меры государственной поддержки сохранения Мурманского порта и его дальнейшего развития. Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой, прежде всего это экспортеры угля, руды и удобрений. Относительно работы самого ММТП сомнений нет – технически и организационно порт может обеспечить перевалку массовых грузов в объеме до 24 млн тонн, вместе с традиционными грузами интегрируя новые виды по мере их появления на рынке.