В декабре 2024 года в порту Усть-Луга начал работу первый в России специализированный терминал по перевалке аммиака «Port Favor». Это событие стало важным шагом для отрасли: теперь российские производители аммиака могут экспортировать продукцию, несмотря на многочисленные ограничения. Открытие терминала позволило наладить стабильные поставки на международные рынки, обеспечив бесперебойную логистику и увеличив конкурентоспособность отечественных компаний.

Новые возможности и технологии
На данный момент перевалка аммиака осуществляется с автоцистерн на суда. Однако уже в мае 2025 года планируется запуск железнодорожной эстакады и холодильной установки, что значительно увеличит объемы перевалки.
Вадим Соколов, главный технолог комплекса по перевалке наливных грузов:
«Планируется также строительство хранилища и трубопровода от завода к терминалу, но это перспектива следующего этапа. Развитие инфраструктуры позволит минимизировать затраты на транспортировку и ускорить процесс погрузки, что особенно важно для выполнения экспортных контрактов».
Процесс перевалки организован по принципу замкнутого цикла: газообразный аммиак, полученный с судна, используется для вытеснения жидкого аммиака из цистерн. В изначальном проекте предполагалось использование азота для вытеснения аммиака, но этот метод оказался неэффективным. При попадании азота в танк судна происходит смешение газообразного аммиака с азотом, что влияет на качество груза. Поэтому было решено использовать газообразный аммиак высокого давления для вытеснения жидкого аммиака из танков судна. Это решение позволило повысить эффективность процесса.

Развитие инфраструктуры
Сейчас терминал работает с автомобильной сливной эстакадой, которая позволяет обрабатывать более 2600 тонн аммиака в сутки. После ввода в эксплуатацию эстакады слива железнодорожных цистерн суточная мощность возрастет в полтора раза. По проекту эстакада рассчитана на 30 цистерн, а на территории смогут одновременно находиться 60 вагонов. Это означает, что предприятие сможет принимать и переваливать гораздо больше сырья, обеспечивая бесперебойную работу даже при увеличении объемов поставок.
«Мы запустили первую очередь, но впереди еще два этапа строительства, – добавляет Вадим Соколов. – Полная реализация проекта приведет к значительному увеличению экспорта и укреплению позиций России на мировом рынке минеральных удобрений».
Кроме того, летом 2025 года в порту появится холодильная установка, необходимая для работы с железнодорожными цистернами. В отличие от автоцистерн, которые могут перевозить уже охлажденный аммиак, железнодорожные вагоны прибывают с грузом температурой около +4 градусов, что требует дополнительного охлаждения.

«Холодильная установка позволит нам эффективно обрабатывать поступающий груз, поддерживая стабильные параметры перевалки. Это важно не только для безопасности, но и для экономии ресурсов», – отмечает главный технолог.
Введение новой железнодорожной эстакады изменит логистику поставок. В сутки смогут прибывать до 60 вагонов. Ожидается, что железнодорожные поставки позволят повысить эффективность работы терминала и сделают процесс перевалки более предсказуемым и стабильным.

Безопасность на первом месте
На терминале действует система контроля утечек, включающая газоанализаторы с двумя порогами срабатывания. Если концентрация аммиака в воздухе достигает 20 мг/м3, срабатывает сигнализация, а при 500 мг/м3 процесс слива автоматически блокируется, включается пожаротушение. В случае разгерметизации аммиак растворяется в водяной завесе, а специальная пена предотвращает испарение. Все сотрудники проходят регулярные тренировки по действиям в экстренных ситуациях, что позволяет минимизировать риски.

Факельная установка позволяет безопасно утилизировать газообразный аммиак. К нему добавляется пропан, чтобы гарантировать полное сгорание. Это важная мера предосторожности, поскольку чистый аммиак горит плохо. Такая технология не только снижает риски загрязнения окружающей среды, но и обеспечивает соблюдение всех экологических стандартов.
Кроме этого, терминал оснащён современной системой мониторинга, позволяющей оперативно выявлять возможные неисправности. Автоматические датчики фиксируют любые изменения в параметрах при перевалке аммиака, и в случае даже малейших отклонений операторская система сигнализирует о проблеме, и персонал может оперативно устранить ее до возникновения опасности.

Будущее проекта
За первые месяцы работы терминал отправил на экспорт более 200 тысяч тонн аммиака. В ближайшее время мощности увеличат за счет запуска эстакады слива железнодорожных цистерн и холодильной установки – в этом году перевалка достигнет 1 млн тонн в год, а к 2026 году — 1,5 млн тонн.
Кроме того, проект «Port Favor» стал не только логистическим решением для отрасли, но и важным экономическим шагом: он создаёт рабочие места, развивает региональную инфраструктуру. Инвесторы отмечают высокий потенциал развития объекта, что подтверждается активным интересом со стороны международных партнеров.
Таким образом, терминал «Port Favor» не только решает текущие задачи по перевалке аммиака, но и закладывает основу для дальнейшего роста и модернизации отрасли. Развитие инфраструктуры, повышение безопасности и внедрение современных технологий делают его одним из ключевых логистических узлов страны. В долгосрочной перспективе терминал может сыграть важную роль в обеспечении устойчивости химической промышленности и расширении экспортных возможностей России.