Когда мне говорят: «А не махнуть ли вам, Вячеслав, куда-нибудь подальше?», я с удовольствием принимаю предложение, быстренько собираюсь, лечу, куда меня послали. Точнее, пригласили.

На сей раз я получил несказанное удовольствие от посещения посещения терминала «Port Favor», расположенного в Усть-Луге. Усть-Луга – огромный порт в Ленобласти, относительно недалеко от Кингисеппа. Там я был первый раз и, честно сказать, меня сильно поразил масштаб всего порта. На более чем десяти предприятиях трудится несколько тысяч человек. Но меня интересовало только одно – Порт Фавор, входящий в созвездие «Портового альянса». Строго говоря, терминала два: первый – перевалка минерально-химических удобрений; второй – это перевалка аммиака. Аммиачную линию запустили в конце декабря, и она уже работает. Не на полную, конечно, мощность – летом ожидается ввод в эксплуатацию железнодорожных мощностей, чтобы нарастить объем перевалки до плановых параметров.
А вот терминал по перевалке минерально-химических удобрений ещё пока находится в стадии активного строительства. Я побывал на территории и, повторюсь, поразился масштабу и технологичности возводимых объектов.

Прежде всего, меня поразила научная мысль, которая была положена в основу технологичности перевалки. В Мурманске, например, на балкерном терминале стоят купольные перевальщики, и погрузка в суда идёт закрытым способом. Новый терминал в Усть-Луге также будет с закрытом контуром, но склады будут двух типов – в виде полусфер-колоколов (купольные) и полутрапеции (хребтовые). Отмечу, что хребтовые склады сделаны из массива дерева неслучайно: склады с несущими деревянными арками – эта практика используется уже давно. Если строить металлические, то металл подвержен коррозии. Если же строить из «нержавейки», то склад будет «золотым».

Мы прошлись по всей стройке – от главного административного здания (с которого, к слову, весь порт как на ладони). Моим экскурсоводом в этой части порта был Анатолий Загуменнов, главный технолог комплекса по перевалке минеральных удобрений.
«Здесь постоянный уровень воды и рабочая глубина 16 метров, что исключает зависимость от приливов и отливов. Это означает, что порт будет способен принимать суда типа Панамакс. Но всё будет зависеть от грузоотправителя и грузополучателя – сможет ли один сформировать такое количество груза, а второй – принять».
Порт расположен на Балтийском море и иногда замерзает. Но не промерзает основательно, и лёд встаёт крайне редко. Ледокольные проводки здесь не нужны, хватает буксиров. Порт работает 24/7, 365 дней в году.
Сейчас, пока идут строительные работы, в порту трудится порядка 300 человек. На момент запуска, а он планируется к концу 2025 года, в порту будет работать около 500 специалистов. Была создана математическая модель пропускной способности терминала, выявлены участки, которые могут быть усовершенствованы. Это позволит обрабатывать до 500 вагонов и выйти порту на заявленные 14 млн тонн в год.

Капризные удобрения.
Минеральные удобрения – груз капризный. Например, попавшая влага может повлиять на качество. Соответственно, на терминале сделано всё, чтобы качество не пострадало. Процесс перемещения груза внутри терминала полностью закрытый, начиная со станции разгрузки вагонов. Транспортная конвейерная система тоже закрытого типа, а каждый пересыпной узел будет оснащён системой пылеподавления с локальными операционными установками. Станция разгрузки вагонов будет оснащена централизованной операционной системой, которая поможет предупредить пыление при выгрузке вагонов.
Снижению пыления, а также сохранению качества груза, будет также способствовать технологические особенности перевалки: вместо падения с 30-метровой высоты, удобрения будут грузится примерно с двух метров.
Вся работа на железнодорожном комплексе будет построена в автоматическом режиме. За исключением уборки и непосредственно самой выгрузки вагонов, так как вагоны для перевозки удобрений – хопперы – по своей структуре предполагают ручное открытие разгрузочных люков.
На терминале будет реализовано несколько вариантов перевалки:
– прямой: когда груз будет доставляться из вагонов на судно напряму, минуя склад;
– вагон – склад: когда груз вначале накапливается на складе, а затем перегружается в судно;
– склад-судно: груз отгружается уже со склада;
– закольцовка – склад-склад: благодаря транспортной конвейерной системе можно груз переместить из одного склада в другой.
А вообще, будет возможно… 54 варианта (!) перемещения грузов по терминалу. Представляете, какая мощь!

Порт Фавор: основные моменты
Инфраструктура.
– Железнодорожный фронт: 10 путей (6,5 км), ежедневная обработка 540 вагонов. Всё автоматизировано, чтобы ускорить работу.
– Склады двух типов – купольные и хребтовые. Они обеспечивают надёжное хранение груза, защищая его от осадков и ветра.
– Морской фронт включает три причала длиной 800 м и глубиной 16 м. Они способны принимать даже суда типа Панамакс и Бейбикейпы.
– Автоматизированные транспортные системы – конвейеры, пылеподавление, влагозащита – всё для эффективной и экологичной работы.
Безопасность и экология.
– Полностью закрытая система транспортировки предотвращает выбросы в окружающую среду.
– Современные аспирационные установки очищают воздух, сводя к минимуму пыление.
– Минимизация ручного труда снижает риски травм на производстве.
– Магнитные сепараторы исключают попадание в груз металлических примесей.
– Установлены датчики мониторинга выбросов – терминал всегда держит экологию под контролем.
Строительство.
– Основные этапы строительства завершатся в 2025 году. Установят судопогрузочные машины, протестируют оборудование.
– В конце 2025 года планируют запустить первую технологическую линию.
– Ведётся прокладка новых инженерных сетей, чтобы терминал работал бесперебойно.
– Установлены системы мониторинга, которые позволяют вовремя выявлять и устранять неисправности.
Этот терминал – один из самых современных и технологичных в регионе. Благодаря автоматизации, продуманной логистике и экологическим стандартам он становится ключевым объектом отрасли. Постоянные улучшения и внедрение новых технологий делают его не только эффективным, но и безопасным для окружающей среды.