
Узнайте, как наложницы готовились к долгожданным прогулкам в турецких садах
Слово «халвет», происходящее от арабского «уединение», в османской культуре приобрело особый смысл. Изначально обозначавшее место для молитвы или личные покои, в гареме оно стало названием редкой привилегии — церемониального выхода женщин за его пределы.
Вопреки сериалу «Великолепный век», реальность была строже. Дважды в год наложницы получали возможность покинуть гарем для прогулки. Эти моменты становились самыми желанными, превосходя даже аудиенции у падишаха. Подробнее об этом рассказали авторы Дзен-канала «Lace Wars».
Подготовка к халвету требовала разрешения султана и была сложной церемонией. Все детали продумывались, а прогулка подчинялась протоколу. Для женщин это была возможность ощутить свободу под надзором.
Организация начиналась заранее. Евнухи проверяли территорию, чтобы убедиться в отсутствии посторонних. После осмотра главный евнух давал разрешение на начало прогулки. Главный евнух неотступно следовал за женщинами. Единственный момент без надзора — беседки, но и там он контролировал входы.
К халвету готовилась и кухня. Для женщин устраивали пир: готовили угощения, пироги, баклажан. Подавались напитки и кофе. Иногда за трапезами наблюдали шехзаде, но это скрывалось. Особые выезды были в Кягытхане, Гёксу. Кареты закрывались накидками, улицы ограждались, выставлялась охрана.
Дворец Йылдыз стал популярным местом. Султан Абдулазиз построил мост, соединяющий Долмабахче с парком Йылдыз. Лейла Саз вспоминала о переходе по мосту, ставшему путем в другую реальность.
Парк очищался от посторонних, и аги возвещали о начале халвета. Женщины напоминали бабочек, наслаждаясь свободой. Вечером давался сигнал окончания прогулки. Эти прогулки стали ритуалом, где каждая деталь имела значение. Все подчинялось иерархии гарема. Для многих это была единственная возможность увидеть мир.
Ранее мы делились черно-белой оптической иллюзией.
Дмитрий Новиков
Фото: Freepik