Областное правительство в лице вице-губернатора Юлии Полиэктовой мягко просит пересмотреть «дорожную карту» проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (КРМТУ). Пересмотр касается сроков – их предлагается «сдвинуть вправо».

По данным «АО», на 31 января 2025 года едва ли не единственным полностью готовым объектом проекта является железнодорожная ветка Выходной – Лавна. На неё уже получена лицензия, как на железную дорогу необщего пользования. Это, к слову, означает, что ни о каких пассажирских перевозках по ней осуществляться не будет, хотя на начальном этапе реализации проекта областные власти заявляли и об «электричках для грибников на западный берег залива».
На эту же дату известно, что готовность порта составляет 89%, а необходимость переноса сроков сдачи объекта обусловлена необходимостью синхронизации процессов ввода всей сопутствующей инфраструктуры – жд-подъезда, внутренних дорог, складских территорий, и так далее. По моей информации, первая партия на отправку может составить всего 75 тысяч тонн. Напомню, заявленная проектная мощность угольного терминала «Лавна» составляет 18 млн тонн.
Кто стал главным инициатором переноса сроков окончания проекта особенно не принципиально. Однако, согласитесь, что растягивать на целый год оставшиеся 11% до полного завершения проекта довольно странно. Есть предположение, что такой сдвиг обусловлен отсутствием клиентов даже для минимальной загрузки порта. Для сравнения: по итогам 2024 года Мурманский морской торговый порт при годовой мощности в 24 млн тонн обработал всего 13,97 млн тонн грузов, что ниже 2023 года почти на 20%. Почти 80% в грузообороте ММТП составляет уголь.

То есть, «Лавна», «заточенная» на данный момент исключительно на уголь, будет простаивать. Логичнее в данном случае будет затянуть стройку, чтобы найти клиентов. Ну и по-прежнему «тянуть» финансирование, не зарабатывая ни копейки.
Ну и зачем в Кольском заливе два порта, совокупной мощностью свыше 42 млн тонн?
Кстати, «строит» МТУ генподрядчик «национального достояния» «Ямалтрансстрой», а «Газпрому», между прочим, ещё газовую трубу в Мурманск тянуть.
Фото – ТГ-канал АО «ТЭК Мосэнерго»