В сентябре 2023 года Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года. План предусматривает строительство в Архангельске нового глубоководного порта. Своими соображениями о том, чем может закончиться эта затея, с редакцией поделился экс-депутат Архангельского областного Собрания депутатов Александр Харин.
– Александр Владимирович! Вы, насколько я знаю, были лично знакомы и неоднократно встречались с великим полярником, депутатом Госдумы Артуром Чилингаровым. Скажите, тему строительства глубоководного порта в Архангельске вы с Артуром Николаевичем обсуждали?
– Обсуждали проблемы Севморпути, тарифов, ледокольного флота, проблемы жителей Арктики, развитие инфраструктуры, в том числе – строительство глубоководного порта в Архангельске. не только
– Хорошим человеком был Артур Николаевич Чилингаров. Побольше бы таких. Было бы больше, больше бы построили. В том числе – глубоководных портов. Кстати, вопрос: «Порт в Архангельске построят, или всё-таки нет?»
– Думаю, построят. Но, похоже, не скоро. Совсем не скоро. Согласно Комплексному плану, строительство глубоководного порта должно начаться в 2025 году, но губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в своём недавнем интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» заявил, что «он не думает, что мы фактически выйдем на строительство нового терминала в 2025 г., поскольку требуется достаточно долгое проектирование и разработка декларации о намерениях». Это заявление я считаю странным.
– Что в нём странного? Сроки переносятся вправо. Обычное дело. То ли ещё будет.
– Вы, похоже, забыли, а я помню, что разговоры о строительстве глубоководного порта ведутся в Архангельске не со вчерашнего дня. И не только разговоры: дела тоже были. В мае 2016 года была создана управляющая компания Акционерное Общество «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АО АТПУ «Архангельск») с уставным капиталом 94 млн рублей. Общество это должно было сопровождать и готовить к реализации проект строительства нового глубоководного порта.
– Готовили? Сопровождали?
– Да, не без этого. По договору между АО АТПУ «Архангельск» и АО «Ленморниипроект» был разработан проект строительства. Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры по заказу "Ленморниипроект" осуществил работы по обоснованию перспективного грузооборота. В феврале 2017 года между АО АТПУ «Архангельск» и ОАО «Архангельский трест инженерно-строительных изысканий» был подписан договор о проведении геологических изысканий в районе глубоководного порта. Работы по договору были выполнены. В 2019 году проект строительства глубоководного порта в Архангельске был доработан с учетом проектов, ориентированных на перевозки грузов по Севморпути. Всё вместе это – большая работа, серьёзные затраты, и вполне возможно, что первый заместитель губернатора Алексей Алсуфьев не сильно лукавил, когда в 2017 году рассказывал людям о высокой степени готовности как декларации о намерениях, так и проекта в целом. А сегодня нам говорят, что проектирование и разработка декларации о намерениях – дело долгое. Разве не странно?
– Возможно, наработки, сделанные АО АТПУ «Архангельск», где-то потерялись? Кстати, какова судьба этой организации? Работает? Самое бы время ей трудиться в поте лица.
– Акционерное общество, судьбой которого вы интересуетесь, было ликвидировано 29 июня 2023 года. Уставный капитал (а это, напоминаю, 94 млн рублей) куда-то испарился. Сведений об учредителях – кто они такие? – нет. Спрашивать не с кого. Полагаю, что для сопровождения второй попытки строительства глубоководного порта придётся создавать новое акционерное общество.
– Создадут, дело нехитрое. Вернёмся, однако, ко второй, как вы выразились, попытке строительства глубоководного порта. Кто будет финансировать строительство? Какова цена вопроса?
– В упомянутом интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» губернатор Цыбульский озвучил сумму, равную 150 млрд рублей. Финансировать будут инвесторы, которых нужно будет найти и убедить в том, что их инвестиции в строительство порта их не разорят. Искать и убеждать инвесторов – задача чиновников Правительства Архангельской области – так сказано в комплексном плане. Считаю, что любой разговор с потенциальными инвесторами чиновники должны начинать и заканчивать одной и той же фразой: «Китай нам поможет!»
– Про Китай, если можно, подробнее.
– Россия, подвергнутая незаконным ограничениям, с Европой почти не торгует. С Америкой – тоже. Россия торгует с Китаем – продаёт всё, что Китай покупает, и покупает то, что Китай может продать, не подставляясь под санкции. Если говорить об Архангельской области, то она поставляет в Китай продукцию лесопромышленного комплекса. Доля экспорта продукции ЛПК из Архангельской области в Китай в 2023 году увеличилась в 4 раза – с 13,7% в 2021 году до 58,3% за 6 месяцев 2023 года. Китай поставляет в Архангельск автомобили и запчасти – для продажи в регионах европейской части Российской Федерации. Сегодня китайские товарищи заинтересованы в сотрудничестве с Архангельской областью. А что будет завтра? Увы, но завтра может быть всё.
– Включая отказ Китая от торговли с Россией?
– Исключать этого нельзя.
– Убедить инвесторов в невозможности негативного сценария во взаимоотношениях России с Китаем будет сложно, не так ли?
– «Сложно» – не то слово. Инвесторы – люди осторожные, любят цифры и конкретику. Для них громкие заявления с высоких трибун – простое сотрясение воздуха.
– Если инвесторы откажутся инвестировать, то на планах строительства глубоководного порта придётся ставить крест. Разразится скандал.
– Скандал не разразится. Если выяснится, что частных инвестиций не будет, комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года тихо похоронят. К тихому погребению громких инициатив в Архангельске давно привыкли. О них быстро забывают. За примерами и доказательствами сказанного не нужно далеко ходить. В 2016 году в Пекине было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта строительства нового глубоководного порта в Архангельске. Документ был завизирован уполномоченным представителем китайской компании Poly International Holding Co и руководителем АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск».
В том же 2016 году стало известно, что китайская компания «Хуадянь» намерена приступить к модернизации Архангельской ТЭЦ и, сверх того, заняться реализацией ряда других энергетических проектов в Поморье.
Ни порт не построили (и даже не начинали), ни ТЭЦ не модернизировали. А скандала не было.
– Возможность финансирования комплексного плана из средств федерального бюджета вы, насколько я понимаю, исключаете?
– Не исключаю. Полагаю, что Федеральное Правительство примет участие в финансировании, но только после того, как Правительство Архангельской области исполнит мероприятия, предусмотренные абзацами вторым - десятым пункта 1 раздела I комплексного плана. Перечислять мероприятия не стану: желающие ознакомиться, сделают это без моей помощи. Скажу лишь, что на исполнение указанных мероприятий потребуются такие деньги, которых в областном бюджете, скорей всего, нет.
И ещё. В примечаниях к комплексному плану говорится, что (цитирую) «объем средств и источники финансового обеспечения на реализацию комплексного плана за счет средств федерального бюджета будут уточнены при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также при согласовании финансовых моделей проектов при условии принятия необходимых решений».
Правительство РФ подстраховалось со всех сторон. И правильно сделало.
– Александр Владимирович, как вы считаете, губернатор Архангельской области понимает, что глубоководный порт будет построен далеко не завтра?
– Губернатор играет в беспроигрышную игру. Если порт построят в установленный срок, то он – молодец, а если не построят, то он не виноват.
– Всё это очень грустно, но будем надеяться на лучшее.
– А что нам остаётся? Подождём, потерпим, лишь бы не было войны…