Назначенная в феврале на должность министра образования Мурманской области Анна Германовна Головина сразу прославилась кучей ошибок в первых публикациях в Инстаграм. Несмотря на последовавшие извинения, прозвище «Анна – восемь ошибок – Головина» к ней приклеилось очень плотно.
Надо напомнить, что после ухода с поста сильного министра Наталии Карпенко, эта должность досталась Ирине Ковшире – человеку хорошему, но на роль министра не тянущей. Ей бы стать уполномоченным по правам ребёнка, место которого как нельзя кстати освободилось в апреле (поговаривали, что Борис Коган, бывший тогда детским омбудсменом, допустил промахи с едва не замёрзшим ребёнком в Кандалакше и избитым мальчиком в Мончегорске, отчего был вынужден покинуть пост). Всё к этому и шло, но цена обещания оказалась ничтожной – после скандалов и истерик со второй попытки на эту должность водрузили руководителя центра «Берегиня» Алевтину Андрееву.
Возможно, работа детского уполномоченного и не должна быть на виду, но кроме создания страницы в ВКонтакте за два с лишним месяца Алевтина Васильевна никак себя не проявила. А ведь именно Андрей Чибис возлагал на свою протеже большие надежды. «Депутаты областной Думы определили на эту должность Алевтину Андрееву. Это правильное решение и я уверен, оно пойдёт на пользу Мурманской области», – написал губернатор в Инстаграм.
Но сейчас речь не об институте уполномоченного по правам ребёнка, а о вполне чиновничьей клоаке – министерстве. В России есть два ведомства, напрямую связанные с образовательными процессами – собственно Министерство высшего образования и науки и Министерство просвещения (создано всего пару лет назад). Цели и задачи министерств в общих чертах совпадают, отличия существуют лишь в деталях. Но они, как водится, существенные – Минпросвет ведает общим средним образованием, средним профессиональным и дополнительным профессиональное образованием, а у Минобра, соответственно, в центре внимания сфера высшего образования. К слову, оба мурманских вуза – МГТУ и МАГУ – это федеральные структуры, подчиняющиеся федеральному Минобру напрямую. Что же досталось местному министерству – школы, колледжи, кружки и секции допобразования. Как раз то, что подведомственно Министерству просвещения!
И видимо по этой причине региональное министерство образования не очень жалует систему и общего среднего, и среднего профессионального образования. Дошло до того, что руководители средних профессиональных учебных заведений подготовили в адрес министра и губернатора открытое письмо с целью привлечения внимания к проблеме («АО» ознакомился с письмами Совета). По словам руководителей учебных заведений, спрос на некоторые рабочие профессии остаётся очень высоким. «Для того, чтобы подготовить сварщика или воспитателя – необходимо не только знания и опыт наставника, но и большая практика. Тоже самое относится и к другим рабочим специальностям. А если у нас сплошное недофинансирование – мы едва-едва сводки концы с концам», – выразили своё мнение руководители колледжей.
Проблема недофинансирования характерна почти для всех средних профессиональных учебных заведений. Она связана прежде всего с тем, что из года в год снижаются контрольные цифры приёма, в то время как конкурс на многие специальности по-прежнему остаётся высоким (до 5-8 человек на место).
«Мы вынуждены отказывать выпускникам, потому что элементарно – НЕТ МЕСТ! А раз меньшее количество бюджетных мест, значит и меньше финансирование. Но преподавателей-то меньше не становится – все работают как и работали. Да и платить за коммунальные услуги мы меньше не стали, наоборот – с каждым годом всё больше и больше», – сетуют руководители колледжей.
По словам опрошенных «Арктическим Обозревателем» экспертов, такая ситуация в региональном образовании может привести к уничтожению такого важного звена, как профессиональное обучение.
«Действительно, за последние несколько лет значительно ужесточились нормы и правила – и санитарные, и образовательные. И каждое ужесточение – это дополнительные расходы, которые ложатся нагрузкой на бюджет… учебного заведения! Но раз меняются правила – необходимо менять и подход к бюджетированию, чтобы финансирование шло не на покрытие кредиторской задолженности, а именно на образовательный процесс, на развитие. Ситуация, при которой колледжи вынуждены зарабатывать и из собственных (внебюджетных) средств нести те расходы, которые априори должны лежать на министерстве – это нонсенс», – считают эксперты.
Решение, которое региональное министерство образования предложило руководителям колледжей, поразило своей циничностью – «избавляйтесь от лишних площадей, сокращайте персонал, переходите на аутсорсинг». Если в ближайшее время ситуация не изменится, уже к середине осени колледжи в Мурманской области будут поднимать вопрос о закрытии.
Стоит не лишним напомнить уважаемым читателям, что благодаря журналистам и блогерам Мурманской области удалось раскрыть глаза министру на то, что тестировать на КОВИД перед началом учебного года нужно всех учителей (и бесплатно!), а не только тех, кто был приглашён на встречу с губернатором.
ОБНОВЛЕНО:
Пока готовился материал, поступило сообщение о том, что в Мурманском педагогическом колледже заблокировали счета. Как пишет ТГ-Канал «Мурманский ДурДом», «из-за долга по коммунальным услугам».