«День народной рыбки», «Праздник мойвенной путины», или просто «День мойвы» – названий у этого нео-праздника может быть много, но каждый их них удивительным образом совпадает по срокам с предвыборной кампанией главных, президентских, выборов. «Арктический Обозреватель» вновь углубился в прошлое и выяснил, откуда в Мурманске «праздник» пошёл.
«Копать» глубоко не пришлось. Например, ещё в 2009 году мурманские СМИ сообщали о мойвенной путине довольно буднично. Мол, «пришло первое судно, оно разгрузилось и мойва поступила в продажу. В социальных магазинах в начале 10-х мойву можно было купить по 17,5 рублей за килограмм. Примерно в тоже время к мойве прицепилось название «народная» – это была одна из самых недорогих видов рыб, которые можно было купить.
Как удалось выяснить, идея устроить праздник в честь мойвы принадлежала экс-депутату Мурманской областной Думы Евгению Закондырину. Бытует мнение, что мысль возникла не на пустом месте: мы уже неоднократно отмечали, что выборы в Госдуму, прошедшие в декабре 2011 года, запомнились многим как одни из самых «грязных» в современной истории российского плебисцита. Эти выборы также можно считать началом обратного отсчёта губернаторства Дмитрия Дмитриенко – уже в начале 2012 года началась подготовка Марины Ковтун на его замену. Ну а пока, в декабре, нужно было что-то делать, чтобы не завалить ещё и президентскую кампанию. А поскольку мойвенная путина удивительным образом совпадала с активной фазой агитации президентской кампании, то, как говорится, «народная рыба» стала ещё и предвыборной агитацией.
Согласно архивным данным мурманских СМИ, в 2012 года на первом мойвенном празднике рыбу продавали «в три раза дешевле, чем обычная цена в Мурманских магазинах» – по 16 рублей за кг. Отметим, что праздник был разовым и 10 тонн рыбы разлетелись за три часа. Первый праздник был сопряжён с целым рядом трудностей – нужно было договариваться с рыбаками о продаже мойвы по определённой (невысокой) цена в обмен на компенсацию. Вторая трудность – поддержание постоянного спроса. То есть, если 10 тонн рыбы ушло за три часа, то нужно либо больше, либо чем-то мойву заменять (разбавлять другими морепродуктами). Третья – хранение и логистика. Мурманск хоть и портовый город, но всё же от причала до промысла довольно приличное расстояние, и после того, как трал с рыбой поднимается на судно, улов нужно доставить в город, оперативно перегрузить и передать на реализацию. Учитывая сроки реализации охлаждённой рыбы, времени на всю эту цепочку не так много. По этой причине, учтя первый опыт, на следующий год рыбу продавали уже с первичной обработкой (свежемороженую), расфасованную по 2-кг пакетам. И цена уже была уже выше – 20 рублей за килограмм. Впрочем, это всё равно было дешевле, чем покупать в обычных магазинах.
В последующие годы вопрос с праздниками также неоднократно поднимался. Вроде бы хотелось его повторить, приняв во внимание опыты уже двух лет. Кроме того, были попытки повторить питерский «Фестиваль корюшки». Правда, он имеет более глубокую историю, чем мурманский праздник мойвы, да и смысл в нём совсем другой – тут и ловят, и готовят, и панегирики поют. Не всегда всё в порядке было и с самой путиной – несколько раз совместная российско-норвежская комиссия по рыболовству принимала решение о запрете на вылов мойвы, так как она, помимо «любимой народной рыбы мурманчан» была и остаётся кормовой базой для рыб тресковых пород.
Стоит ли говорить, что на мойве выехала и кампания 2018 года? Возможно, и это тоже совпадение, но путине 2018 года в новостях уделялось довольно много времени и сюжетов, так как этому предшествовал 2-годичный мораторий на вылов этой рыбы.
И вот – опять весна, опять мойва, опять выборы… В этом году «праздник» растянули аж на целую неделю – вплоть до 17 марта, основного дня голосования на президентских выборах. А ещё в этот день: последний день масленицы (Прощеное воскресенье) и открытие Праздника Севера и куча традиционных рейтинговых голосований и розыгрышей призов. Не слишком ли много для одного дня?
И, в завершении, результаты опроса «Арктического Обозревателя», проведённого по мотивам мойвенной ажиотации. Мы спросили уважаемых читателей «Если бы по 100 рублей продавали другую рыбу, чтобы вы выбрали?» Как и предполагалось, мойва, несмотря на народность, оказалась далеко не в лидерах – лишь 14% сохранили ей верность и не позарились на другие рыбы. Почти половина – 44% выбрали бы любую другую рыбу, кроме мойвы. Здесь мы специально не стали указывать какую именно, потому что вариантов довольно много – от путассу до клыкача и от горбуши до сёмги. Почти столько же – 42% – ответили, что вид рыбы не важен, лишь бы цена была по 100 рублей. Возможно, организаторам стоит задуматься именно над этими двумя вариантами перед следующими выборами, которые, если помните, пройдут уже в сентябре.