В минувший понедельник, 29 января стало известно, что освоению квоты мойвы российских рыбаков может помешать география путины. Как сообщил «Интерфаксу» заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Евгений Шамрай, основная часть мойвы пойдет через норвежскую зону.
«Путина будет сложной: основная часть мойвы пойдет не через восток, а через норвежскую зону. Там традиционно будет происходить «прилов» сельди, трески, что по правилам Норвегии недопустимо», - приводят слова замгендиректора СРПС.
К сожалению, не только сама рыба может внести коррективы в процесс промысла. В мурманском порту несколько дней суда не могут пришвартоваться или выйти в море, что может грозить тотальным коллапсом в Кольском заливе. А что будет через одну-две недели – сложно загадывать.
Пограничники и Росморпорт лютуют?
В редакцию «Арктического обозревателя» обратился член экипажа траулера, который пожаловался на кошмарные условия работы на территории морского порта Мурманск. Складывается ощущение, что Росморпорт и погрануправление «вставляет палки в колёса рыбакам», вынуждая простаивать.
«В море сейчас нельзя – неблагоприятные погодные условия. Это мы прекрасно понимаем, и не просимся на выход из залива. Но нам не разрешают и прибыть к берегу! Для этого нужно разрешение от пограничников, а они отказываются приходить к нам на судно, чтобы его дать. Причина – комичная: сотрудницам женского пола погрануправления запрещено находится без мужчин на судах. А мужиков у них не осталось», - пояснил «АО» мурманский рыбак, пожелавший остаться анонимом.
Из-за этого в заливе сейчас образовалась пробка из десятка судов. Как выяснил «Арктический обозреватель», в подвисшем положении оказались траулеры рыболовецкого колхоза имени Калинина, РК «Мурман», «Антей», «Мурман СиФуд» и других. По словам собеседника издания, руководители компаний, чьи суда не могут пришвартоваться, готовят гневные письма в Москву с требованием разобраться с этой ситуацией.
Простой траулеров из-за плохой погоды и «саботажа» в порту уже повлиял на работу традиционной ярмарки «Наша рыба». Как сообщили организаторы, 3 февраля в ТРЦ «Форум» рыбная продукция будет представлена в ограниченном количестве.
Рыбный порт не спешит принимать рыбу
Ещё одна проблема, которая косвенно влияет на текущую ситуацию – низкие темпы модернизации Мурманского морского рыбного порта, чьё руководство продолжает судится с бывшим акционерами, в то время пока причалы предприятия требуют скорейшего обновления.
Напомним, согласно разработанной Росморпортом «дорожной карте» по развитию ММРП, осенью прошлого года должно было появиться совместное с неким стратегическим инвестором предприятие, однако никаких официальных сообщений по этому поводу так и не было заявлено.
Тем временем, действующие причалы не справляются с наплывом траулеров, и картина сейчас выглядит следующим образом: одни не могут выйти в море и стоят у причала, другие – стоят на рейде в заливе в положении «ни туда, ни сюда». А скоро при снятии ограничений на выход в море и с началом мойвенной путины поток судов существенно возрастёт, и нынешняя «пробка» покажется сущим пустяком. Ком проблем только будет увеличиваться: застрявшие суда на ожидании швартовки будут впустую прожирать топливо и тратить деньги за нахождение в границах морского порта, пока их улов будет медленно тухнуть.
Сколько убытков понесут рыбодобытчики? А сколько рыбы не дойдёт до конечного потребителя? Наверное, рыбакам сейчас не хочется об этом думать.
В любом случае, это нельзя назвать продуманной экономической диверсией. Скорее всего, стечение обстоятельств, основанных на бюрократизме.