Задумывались ли вы о том, сколько денег тратится ежегодно на закупку и последующее совмещение песка и соли для получения песко-соляной смеси (ПСС), которую зимой рассыпают на дороги Мурманска? Честно говоря, мы не задумывались, пока на глаза не попалось письмо с просьбой выделить дополнительно ₽ 41+ млн (!) на приобретение компонентов для производства ПСС. Нам стало интересно, с чего вдруг УДХ дополнительно запросило такую немалую сумму и как было раньше.
Изучив открытые данные, мы установили, что в 2019-20 годах песка и соли закупалось примерно на ₽ 15 млн (в 2020 году даже чуть меньше, чем в 19-м). Однако, уже в 2021 году компонентов для производства ПСС было приобретено на сумму почти в три раза больше – сразу на ₽ 40 млн. Дальнейшее изучение документации показало, что и на следующий год на закупку песка и соли для производства ПСС было потрачено ещё больше – уже ₽ 68 млн.
Сложилось двоякое ощущение. Первое – за три года в Мурманске выросла протяженность и/или площадь дорог, которые зимой необходимо посыпать. Второе – все предыдущие годы жутко экономили и город совсем не посыпали. Однако, 2023 год и вовсе побил рекорд: УДХ потратит на закупку песка и соли… ₽ 85 млн! То есть, без малого в ШЕСТЬ раз больше, чем в 2019-20-х годах.
По данным администрации, содержанием дорог в Мурманске занимаются четыре организации – непосредственно городское УДХ и три подрядчика: «Северавто», «Гагат» и «Аквариум». Контрактами на обслуживание, в том числе, предусмотрена своевременная обработка дорог и тротуаров противогололёдными материалами. Стало быть, подрядчики должны самостоятельно закупать необходимые реагенты, а какими они будут – смесью соли с песком или жидким – в данном случае не особенно принципиально. Получается, что на содержание дорог городской бюджет в 2023 году трём подрядчикам заплатил чуть больше ₽ 343 млн, а УДХ только на ПСС тратит ₽ 85 млн.
Куда же столько ПСС? По словам источников «АО» в УДХ, руководитель предприятия практически открытым текстом говорит о том, что дороги в Мурманске до весны 2024 года должны содержаться в идеальном состоянии. Это требование, к слову, распространяется также и на подрядные организации.
И ещё. С первыми снегом и морозами мурманчане действительно стали обращать внимание, что несмотря на минусовую температуру, тротуары и дороги буквально хлюпают снежно-водяно-песочной жижей. В «ягельной тележке» тоже задались вопросом – зачем поливать столько реагентов, и как то, чем посыпаны дороги-тротуары, может повлиять на животных. А на обувь? А на автомобили?