Ура-причал

Ура-Губа, пожалуй, один из немногих населённых пунктов в северной части области, который имеет открытый выход в Баренцево море, и в отличии от Териберки или Лиинахамари, гораздо ближе к Мурманску. Здесь не снимался «Левиафан», но от этого туристический потенциал села ничуть не меньше, чем у Териберки. Правда, недавно этот потенциал попал под угрозу. Речь идёт о единственном плавучем причале, у которого швартуются суда практически всех местных жителей. Отсюда же начинаются морские прогулки и рыбалки для туристов, приезжающих и с Мурманской области, и со всей страны. 

Как рассказали «Арктическому Обозревателю» местные жители, компания-владелец причала (СПК РК «ЭНЕРГИЯ») не смогла вовремя перегнать новое судно через СМП, и была вынуждена вести его через Суэцкий канал. Всё это привело к росту издержек, которые и вынудили ли пойти на такую меру, как продажу причала. 

Местные жители (как правило – владельцы небольших судов) в последний день октября собрались на причале, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию с руководством «Энергии» и представителями «ИнАрктики» – по их словам, покупателя причала. В ходе беседы выяснилось, что слухи о возможной продаже причала ходили ещё в конце лета, а на прошлой неделе они полностью подтвердились.

«Получается, что всем нам (катерам) негде будет стоять. Это же не машина – взял и переставил, это судно. Пусть даже некоторые не швартуются у причала, а непосредственно в бухте, это разрешено, но если доступ на причал будет закрыт, то мы не сможем даже резиновую лодку спустить, чтобы к своему катеру подойти», – рассказали в беседе владельцы маломерных судов. Практически все они обеспокоены тем, что новый владелец причала поставит шлагбаум и перекроет на него въезд. 

Другая история, которая пока непонятно как будет развиваться – что делать с оформлением улова. 

«Вот смотрите. Мои водолазы выловили в море морского ежа и мидии. Для того, чтобы зафиксировать улов, мне нужно доставить его на берег и при участии пограничников (а они находятся тут же, на причале) произвести взвешивание. А если причал закроют, где мне регистрировать ежа? – в Мурманске? В Лиинахамари? В Полярном? А потом обратно его возвращать, чтобы подготовить к транспортировке? Для ежа нужна морская вода, а если доступ будет закрыт, как можно будет обеспечить свежесть и сохранность деликатеса?» – недоумевает совладелица компании по производству морских деликатесов Наталия Злобина. 

Ура-Губа – не Териберка, но даже здесь за последние несколько лет произошёл «строительный» бум. Не в смысле нового жилья, а строилась частная инфраструктура для прибрежного рыболовства. Именно уникальность Ура-Губы – её близость к Мурманску и открытый выход в Баренцево море – привлекали рыболовов-любителей вкладывать в село средства. Пусть небольшие, но работающие на общее дело. Местные жители переживают за то, что если компания «ИнАрктика» «выдавит» катера, то Ура-Губа вернётся в 90-е. 

Судовладельцы удивляются стремительностью действий – практически всех уведомили о смене собственника буквально накануне, и о том, что заключенные договора будут действовать до 31 декабря. Собравшаяся инициативная группа направила письмо представителям «ИнАрктики», однако они на встречу не пришли, сославшись (со слов инициаторов собрания) на занятость. Тем не менее, (опять-таки, на словах), новый собственник причала обещал не чинить препоны небольшим судовладельцам, правда официально эти слова пока никак не оформлены. К слову, швартовка у этого плавпричала ежемесячно обходится судовладельцам в 12-17 тысяч рублей (в зависимости от длины судна). Если судно ломается, стоимость, разумеется, увеличивается. 

На собрании инициативная группа решила провести встречу с главой сельского поселения, чтобы предложить ей обратить внимание на возникшую проблему губернатора Мурманской области. Но, как говорят местные, надежды мало: это коммерческие отношения, в которые никто ввязываться не будет.