Невероятные приключения польских дипломатов в Мурманске

В интернете активно обсуждается видеозапись, на которой сотрудники ДПС останавливают машину с дипломатическими номерами в самом центре Мурманска и «беседуют» с водителем и пассажирами. Вообще, появление иномарок с дипномерами в Мурманске – ранее было обычным явлением, но теперь оно стало практически невозможным: после закрытия консульств Финляндии и Норвегии пропали и закреплённые за дипмиссиями автомобили. Кому принадлежит этот автомобиль выяснить было довольно просто – оперативно реагирующие на ситуацию представители одного из патриотических движений вышли на пикет с антипольскими лозунгами. То есть, в столице Заполярья каким-то невероятным образом оказались польские дипломаты. 

Как удалось выяснить «Арктическому Обозревателю», в Мурманске с частным визитом действительно находились представители польской дипмисии, но далеко не простые: это были посол Польши в России Кшиштоф Краевски и генконсул Польши в Петербурге Гжегож Слюбовски. О частности визита можно сделать вывод хотя бы на том основании, что он нигде никак не анонсировался и не освещался. Не было и встречи (даже протокольной) с представителями правительства региона. 

Что же делали Посол и Генконсул Польши в Мурманске?

То, что высокопоставленные иностранцы любят приезжать на рыбалку на реки Мурманской области – не для кого не секрет. Опять-таки, в былые времена на перроне мурманского аэропорта, порой, не хватало мест для бизнес-джетов с географией полёта от Хельсинки до самых до окраин. У нас рыбачили и наследные арабские принцы, и бывшие госсекретари и президенты США, и многие другие. Даже Эрик Клэптон вначале порыбачил на Поное, а уж потом дал первый концерт в Москве. С началом СВО ситуация стремительно изменилась, и те, для кого рыбалка на Поное или круиз к макушке планеты на атомоходе «50 лет Победы» были обычным делом, в большинстве своём сейчас высказывают крайне негативное отношение к России. 

Но… Всё же историю, особенно времён Второй мировой войны, помнят все и видимо так, какой она была на самом деле. 

Как мы уже отметили, машина на дипломатических номерах – явление редкое в Мурманске, а значит отследить перемещения микроавтобуса было довольно просто, благо, областной центр сплошь увешан камерами «умного города». Кроме того, бдительные читатели рассказали, где видели дипломатов. По совокупности сведений можно сделать вывод, что господа Посол и Генконсул посетили храм Спаса-на-водах, памятник защитникам Заполярья. Видели дипломатов и в Териберке. Но самое интересное, что польские дипломаты посетили кладбище союзных воинов, погибших в конвоях во время Великой Отечественной войны. Именно на этом кладбище в 1989 году был установлен памятник польским морякам, павших в конвоях на пути к Мурманску. Надпись на надгробиях польских моряков гласит: «Мы пали за нашу и вашу свободу». Отметим, что захоронениями ухаживают волонтёры, состояние памятника и могил поддерживается в хорошем состоянии. А в 2022 году члены «Титовского гарнизона» даже возлагали венок в память об экипаже эсминца «Гарланд» в цветах польского флага.

Тут возникает странная коллизия. С одной стороны, польский Щецин стал первым городом, который разорвал побратимские связи с Мурманском. С другой – польские дипломаты открыто посещают культовые места и отдают дань уважения павшим польским воинам. 

То есть, демонтировать советские памятники в Польше и отрицать главную роль СССР в победе во Второй мировой войне – это также нормально, как приехать в Мурманск с ровно противоположной целью. 

К слову. Совсем недавно читатели «АО» обсуждали вопрос об исторической памяти Второй мировой войны. Действительно, в быту вопросы «кто кого освободил» не возникают, но 8 мая в Киркенесе у памятнику советскому солдату всегда цветы, а сам он содержится в добротном состоянии постоянно. Кроме того, Норвежцы и сейчас не препятствуют российскому консулу возлагать цветы к монументу. Скорее всего, они считают, что в поминовении нет акта пропаганды или коммунизации (флаг Победы – красный). 

Возможно, у Кшиштофа Краевски и Гжегожа Слюбовски именно в конвоях погибли предки, и посещение воинского кладбища – это дань памяти погибшим родственникам. По-человечески – это действительно очень ценно. Жаль, что эта человечность заканчивается там, где начинается политика – лицемерная, грязная и пошлая.

«Арктический Обозреватель» попытался задать вопросы дипломатам, но охрана не позволила даже сделать фотографию.