ФГУП «Атомфлот» уверен, что, даже если бы спецэшелон, транспортирующий РАО или ОЯТ, находился на мосту в момент обрушения его опор, это не привело бы к аварии с выходом радиоактивности. Об этом говорится в статье экологического центра «Беллона».
К последние дни мая из-за интенсивного таяния снега и ставшего еще более бурным течения реки Колы подмыло насыпь опоры железнодорожного моста на перегоне между станциями Кола и Выходной Мурманской области. Из-за этого опора сместилась на два сантиметра. Движение поездов на мосту приостановили, и рабочие приступили к демонтажу пролетов. Однако 1 июня опора неожиданно рухнула, увлекая за собой два пролета.
Этот одноколейный ж/д мост был основой логистической системы железнодорожной станции Мурманск. По нему в область транспортировали товары и продукты питания, каменный уголь, бензин, мазут и газ, а из неё – минеральное сырье, руду и прочие грузы крупных промышленных компаний.
По этому пути также осуществлялась транспортировка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), которые нарабатываются в процессе реализации многомиллионных международных проектов, связанных с утилизацией ядерного наследия. Правда, стоит отметить, что транспортировки РАО за прошедшие годы имели единичный характер.
В частности, возможными последствиями разрушения моста для проектов по утилизации ПТБ «Лепсе» и реабилитации бывшей военной базы в губе Андреева было уделено большое внимание в рамках недавнего заседания Совместной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и повышения ядерной и радиационной безопасности.
С территории ФГУП «Атомфлот» ОЯТ транспортируется для переработки на Производственное Объединение «Маяк» в Челябинской области в специальных транспортно-упаковочных комплектах (ТУК).
Отвечая на вопрос «Беллоны» о том, что могло гипотетически произойти, если бы на момент обрушения моста на нем находился бы спецэшелон с ОЯТ, и выдержали бы ТУКи падение в реку Кола, руководитель ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка заверил:
«Конструкция ТУК полностью герметична и выдерживает падение с высоты до девяти метров на твердую поверхность. Таким образом, при любых проектных авариях транспортных средств риски выхода радионуклидов за пределы ТУК сведены к минимуму, что подтверждается сертификатом-разрешением на конструкцию упаковки и перевозку».
С его мнением согласен и руководитель АНО «Беллона» (Мурманск) Андрей Золотков:
«Я не верю в «радиационную катастрофу», о которой было заявлено в одной из газет. Хотя, если бы этот состав проходил по мосту в момент обрушения, то могло бы быть серьезное транспортное происшествие. ТУКи – это очень серьезная конструкция, которая является герметичной и рассчитана и на падение с высоты, и на пожар. Конечно, вероятность какого-либо повреждения всегда есть, но в ТУКе предусмотрены такие защитные барьеры, что еще надо очень постараться, чтобы их разрушить».
Если вернуться на 25 лет назад, то предположения о радиационном происшествии могли бы иметь место, потому что тогда ОЯТ транспортировалось в совершенно других контейнерах, которые не имели тех степеней защиты, которые имеются в современных ТУКах.
Конечно, на деформированном мосте появление этого спецэшелона сложно себе представить, но тяжесть вагонов с ТУКами могла сказаться при обычном перегоне.
«Сейчас актуальным является вопрос прочности мостовых сооружений в процессе перевозки ОЯТ. Поэтому при установке нового мостового перехода вполне законным будет вопрос – не будет ли движение очень тяжелых вагонов с ТУКами разрушительным для конструкций. Не может ли это привести к повторному ЧП с новым мостом?», – задается вопросом Золотков.
Как отмечают в руководстве «Атомфлота», в настоящий момент на накопительной площадке предприятия до прибытия спецэшелонов с предприятия «Маяк» осуществляется временное хранение как порожних ТУК, так и ТУК с ОЯТ. Доставку свежего ядерного топлива в регион (для перезарядки атомных ледоколов) и вывоз ОЯТ планируется осуществлять по организованной резервной линии в рамках Мурманского транспортного узла, которая соответствует всем необходимым требованиям для транспортирования грузов подобного класса.
Что касается вывоза ОЯТ ПТБ «Лепсе», на предприятии подчеркивают, что плановый срок вывоза и переработки третьей и четвертой партий ОЯТ (в соответствии с государственным контрактом, заключенным между ФГУП «ПО «Маяк» и Госкорпорацией «Росатом») – не позднее 11 декабря 2020 года. В настоящий момент железнодорожное сообщение восстановлено по резервной линии в рамках Мурманского транспортного узла, и риски срыва сроков вывоза ОЯТ, как и выполнения работ в рамках проекта по утилизации ПТБ «Лепсе», отсутствуют.