Сибирский Тобольск уже давно перестал быть «Столицей Сибири», но приобрёл куда более мощный статус – маленький городок с населением 100 тысяч человек стал величаться «Душой Сибири». И неспроста!
Поездка в Тобольск была запланирована ещё год назад, но постоянно переносилась. То одно происходило и путало планы, то другие события оказывались «на передовой» и затмевали все остальные проекты. Всё же она состоялась, и, по все вероятности, именно в то время, когда это стало угодно.
Знакомство с городом началось, как водится, с аэропорта, который заслуживает отдельного поста. Воздушная гавань появилась в Тобольске, как это принято говорить у «эффективных менеджеров», в рекордно короткие сроки – он был заложен в 2019 году, а уже в 2021 принимал первых пассажиров. Аэропорт не является сетевым, то есть, не входит в какой-либо авиационный холдинг, но при этом строительство велось на деньги частного инвестора – компании «СИБУР». Она же является и владельцем воздушной гавани. Ситуация очень схожа с нашими «Хибинами», разве что понимание подходов государственно-частного партнёрства несколько отличаются. Но также, как и в Апатитском аэропорту в Тобольске больше душевности и в целом – порядка.
Аэропорт оснащён самым современным навигационным оборудованием и наземной техникой. Вплоть до той, какие есть в «больших» аэропортах: например, транспортёры для погрузки и выгрузки багажа. Многие наверняка знают, что по соцсетям гуляет бесчисленное множество видео, на которых «аккуратные» грузчики не менее «аккуратно» обращаются с багажом. Особенно этим грешат провинциальные аэропорты. Так вот, вероятность появления такого видео из Тобольска близка к нулю: багаж в целости и сохранности по специальной ленте подаётся в грузовой отсек самолёта, а после посадки также бережно его укладывают на специальные тележки.
Впрочем, обращение с багажом – не самая главная, хотя и важная деталь (мы помним, что дьявол кроется именно в деталях). Как уже отмечалось, отсутствие сетевых стандартов сохраняет в аэропорту определённую душевность. Даже несмотря на обилие всевозможных технологических решений. Тобольский аэропорт назван в честь выдающегося уроженца Сибирской земли Семёна Ремезова. Как рассказали сотрудники аэропорта, во время народного голосования по выбору имён для аэропортов, в Тобольске могла возникнуть самая настоящая проблема – уж слишком много великих людей России родилось здесь. Однако, практически ни у кого не возникло сомнений, что новый аэропорт должен носить имя человека, который заложил и построил в Тобольске Белокаменный кремль (единственный в своём роде в Сибири), составил подробные карты Сибирского царства и принимал активное участие в городском управлении. Так Семён Ремезов, спустя три столетия, получил ещё одну реинкарнацию в виде воздушной гавани (за него проголосовало более трёх четвертей тоболяков).
Вообще, о Семёне Ульяновиче, в Тобольске напоминает очень многое. Помимо памятников и улицы в его честь, его именем называют гостиницы, рестораны, парки. Но все сделано не вычурно-пафосно, как порой бывало с именем другого сибиряка – Григория Распутина, – а по-душевному и с теплотой. Не зря же Тобольск называют Душой Сибири.
И не зря авиакомпания «Россия» назвала самолёт отечественного производства Суперджет-100 именем Тобольска: сочетание духовного, культурного и исторического наследия, промышленного и туристического потенциала Тобольска послужило причиной выбора имени великого города в качестве названия нового воздушного судна. Кроме того, авиакомпания выполняет регулярные (субсидируемые) рейсы между Петербургом и Тобольском: за три с небольшим часа полёта из культурной столицы России можно попасть в её гостеприимную Духовную столицу.
Зал регистрации аэропорта украшает композиция «Роза Ветров», выполненная по мотивам рисунков из книги всё того же Семёна Ремезова. Стороны света символизируют направления полётов – на север, юг, запад и восток. Из аэропорта до центра города курсирует «Ремезов-экспресс» – комфортабельный автобус, оснащённый детальными аудиогидами. Как видите, в Тобольске о туристах начинают заботиться буквально с первых минут прибытия. Свою версию про историю города и знаменитых тоболяков могут рассказать и таксисты – вариантов добраться до аэропорта предостаточно, а учитывая рост пассажиропотока – их будет ещё больше: за год количество обслуженных пассажиров в «Ремезове» выросло в пять раз – с 10 до 50 тысяч человек. Без преувеличения можно сказать, что львиная доля приходится на пассажиров авиакомпании «Россия». К слову: пропускная способность небольшого терминала (всего пять тысяч квадратных метров) 380 человек в час, в то время как в Мурманске проектируемый аэровокзал рассчитан на обслуживание 400 человек в час.
Итак, покидаем гостеприимный аэропорт «Ремезов» и движемся в сторону Тобольского Кремля...
Продолжение следует.
«Арктический Обозреватель» выражает благодарность авиакомпании «Россия» и Агентству туризма и продвижения Тюменской области за помощь в подготовке материала.