Ещё лет восемь назад о Ковдоре можно было говорить разве что в связке с ГОКом, который входит в группу компаний «ЕвроХим» и производит минеральные удобрения, а также занимается добычей обогащением редкоземельных металлов. Но всё поменялось, когда группа энтузиастов придумала и начала реализовывать проект развития территории «Ковдор – столица Гипербореи». Вначале это были отдельные мероприятия, и со временем их становилось всё больше, да и сами они становились более масштабными. Всё это привело к тому, что на город обратили внимание частные инвесторы, заинтересованные в долгосрочной туристической перспективе. По словам главы Ковдорского района Сергея Сомова, предприниматели рассматривают варианты строительства двух небольших отелей для удовлетворения туристических потребностей самого западного муниципалитета Мурманской области.
Однако, вернёмся к проекту. В минувшую субботу в Ковдоре подвели итоги кулинарного марафона «Вкус Гиперебори». Почти две недели жители района от мала до велика придумывали кулинарные шедевры, которые бы могли стать украшением Гиперборейского стола. И когда оглашали итоги сложилось впечатление, что наградили всех жителей Ковдора. А если все блюда составить на один стол, то сам стол должны быть размером с главную ковдорскую площадь. Здесь были бы и салаты, и торты, и горячие блюда, и холодные закуски, и супы, и приправы, и многое-многое другое. Такая разнообразная гиперборейская кулинарная фантазия.
А вы знаете, что колобок и кулебяка – это родственные слова?
Фантазия пригодилась и участникам мастер-класса, который провёл шеф-повар ресторана русской кухни «Матрёшка» Владислав Пискунов – мэтр в Ковдоре приготовил скромную шестислойную кулебяку.
Кулебяка – это традиционный закрытый русский пирог, чаще всего с рыбной, мясной или грибной начинкой. По словам Владислава Пискунова, приготовить кулебяку можно из всего, были бы продукте и фантазия. В нашем случае блюдо готовили из рыбы – трески и сёмги. Не обошлось без секретов и нюансов.
«Что такое кулинария? – Это набор мелочей», – считает Влад Пискунов.
В случае с гиперборейской кулебякой мелочами стали французский соус бешамель и русские блины. И соус, и блины использовались для лучшей «сцепки» слоёв внутри кулебяки. А после запекания в духовке они придали кулебяке свой оттенок вкуса. Ещё один «секретный ингредиент» – пшённая каша, которая, как это не парадоксально, лучше многих других сочетается с рыбой.
«Я не люблю проводить мастер-классы ради шоу. Я счастлив, если повара действительно чему-то учатся», – заявил шеф-повар Пискунов.
Участники и зрители мастер-класса постоянно задавали мэтру вопросы и уточняли нюансы, а кулинарных дел мастер рассказывал о премудростях и секретах готовки.
Когда кулебяку отправили в духовку, мы пообщались с Владиславом Пискуновым и выяснили, что это его второй визит в Мурманскую область. Первый состоялся несколько лет назад в Териберку. Там, по его словам, на берегу Баренцева моря, он перепробовал всё, что можно было попробовать.
«Для меня стало гастрономический открытием абсолютно ВСЁ: таких качественных морепродуктов я не ел нигде – ни гребешков, ни ежей, ни крабов, хотя и бывал и на Дальнем Востоке, и на обоих берегах и Тихого, и Атлантического океанов, но такого уровня вкуса, такого качества, как в Баренцевом море – я нигде не пробовал», – рассказал Влад.
Интересно было мнение шефа относительно «Арктической кухни» – бренда, который активно продвигает Мурманской область.
«Скажем так, я не знаком с Арктической кухней. Я знаком с продуктами, которые её могут составлять. Понимаете, вскрыть гребешка, полить его лимон и съесть – это ещё не кухня. Видимо, нам ещё предстоит создать «Арктическую кухню» – мне бы, конечно, хотелось, чтобы она называлась «Арктическая РУССКАЯ кухня», – считает шеф-повар. Отвечая на вопрос о требуемом времени, Владислав Владимирович прикинул, что на это уйдёт лет 50.
«Мы в самом начале пути, как вы видите. Вот пример: можно ли назвать «селёдку под шубой» русским блюдом? Её начали готовить в примерно середине 70х годов прошлого века и через какое-то время она стала считаться «модным блюдом». Вот с тех пор прошло почти 50 лет, и сейчас все бесспорно говорят, что «селёдка под шубой» – да, это блюло русской кухни. Вот и для «Арктической» нужно примерно столько же лет, чтобы она плотно вошла в состав русской кухни», – считает Владислав Пискунов.
Россия – не первая страна, которая озаботилась гастрономическим туризмом. Лет за 100 до нас это начали делать французы, итальянцы, испанцы. Придёт время, и в Ковдор будут специально ездить, чтобы попробовать то или иное блюдо. Блюдо Гиперборейской кухни.