В праздничный день 8 марта Мончегорск в очередной раз оказался во власти отнюдь не природного тумана. Судя по характерному запаху, туман исходил от комбината Кольской ГМК. В комментариях к публикации «Арктического Обозревателя» местные жители также поделились фотографиями техногенного явления, а мурманчане «разбавили» мончегорцев последствиями угольной бури, случившейся в конце февраля.
Один из читателей приложил скрин ответа регионального минприроды, в котором говорилось о больших экологических проектах компании, и что ситуация в пределах нормы. Да, и что пробы берутся Е Ж Е М Е С Я Ч Н О!
Грубо говоря – дышите, чем есть.
В этой связи вспомнилась одна история, которая случилась началась ровно два года назад, но до неё всё руки не доходили. Итак.
Однажды наша управляющая компания (предыдущая) решила обновить краску в подъездах. Сказать, что она «сделала ремонт» – язык не поворачивается, потому что это было действительно небольшое обновление небольшой же поверхности стены. Работы, как водится, проводил человек, вряд ли имевший хоть какое-то строительное образование, а на мои вопросы он отвечал на родном для него языке. Гастарбайтер, одним словом. И, вероятнее всего, даже не зарегистрированный в миграционной службе. Работу он производил несколько дней и, очевидно, не в одном подъезде. Пока он отколупывал прежнюю краску и заштукатуривал образовавшиеся прорехи – всё было более-менее хорошо. Но потом случилось самое неприятное: покраска. Покрасил товарищ стены довольно быстро, поэтому определить ЧЕМ именно он красил не представилось возможным – тара, по которой можно было определить название и сферу применения краски, вероятнее всего стремительно сдана на переработку. Однако, вонь после окраски стояла такая, что не спасали ни открытые окна, ни принудительное проветривание.
Как говорится, «по горячим следам» мной была оставлена заявка в Роспотребнадзор с изложением фактов. А дальше началась наглядная демонстрация того, как защита прав потребителей и благополучие человека (так именуется ведомство) разбилась о банальную бюрократию.
Заявка была оставлена через сайт РПН; заглавная страница для обращений пропитана официозом и канцеляризмами, сразу отбивая охоту писать обращение. Тем не менее, пройдя авторизацию через Госуслуги, обращение мной было сформировано и отравлено, а на электронную почту пришло подтверждение. Это произошло 11 марта 2021 года.
Спустя почти неделю (!), когда удушливый запах краски начал естественным образом выветриваться, мне наконец-то позвонили из местного РПН, и с вопросом «А у вас всё ещё пахнет?» назначили время, когда придут замерщики брать пробы воздуха. Произошло это аж 25 марта, то есть, спустя две недели от хорошенько вылежавшегося в недрах РПН обращения.
Итак, 26 марта 2021 года в назначенное время пришли сотрудники мурманского управления Роспотребнадзора и развернули в квартире настоящую походную лабораторию, но при этом всё было как-то нелепо, нелогично и противоречило здравому смыслу.
Судите сами.
Сотрудники, которые пришли брать пробы, сделали «выговор» за то, что в квартире открыты окна. Они с пониманием отнеслись к тому, что «нечем дышать», но по их словам пробы берутся в закрытых помещениях.
Поскольку заявка была сделана частным лицом, то и пробы брались в квартире этого частного лица, а не на лестничной площадке, откуда всё зловоние и распространялось. Опять же, по их словам, забор проб и мест общего пользования производится по другой инструкции.
Они удивились, когда узнали, что жалоба и заявка на забор проб были поданы аж две недели назад, а им разнарядка действительно поступила только 25 марта, то есть, накануне визита. Уже тогда они с сомнением отнеслись к получению хоть каких-то результатов: как и следовало ожидать, в пробах воздуха, взятых спустя две недели, никаких посторонних примесей не обнаружилось – всё в рамках нормы.
Тем не менее, несколько интересных нюансов во время забора проб удалось выяснить (в дополнение к той бюрократии, которая хоронит благополучие населения и его право на это). В беседе с сотрудниками встал вопрос и о пыли: как получается так, что пыль видят все, а по результатам исследований пыли нет? Одно из объяснений – забор проб воздуха происходит со значительной задержкой (собственно, ответ МПР от 6 марта 2023 года это вновь подтверждает). После 2-недельного срока ожидания это стало абсолютно очевидным. А представьте, какие сроки могут достигать при межведомственном взаимодействии? Когда заявка сначала вылёживается в одном ведомстве, затем голубиной почтой отправляется в другое, в котором попадает в такой же долгий ящик, что и в предыдущем. К моменту, когда специалисты выходят в поля, снег стаивает и вместе с талыми водами уносит всю накопившуюся пыль в Кольский залив. Ну а летом к угольной пыли добавляется песок от механизированной уборки, а он уже не такой вредный, как уголь.
Есть ещё один момент, на который вполголоса обратили внимание полевые сотрудники РПН. Оказалось, в регионе нет приборов, которые могут фиксировать микрочастицы. То есть, даже если производить замер во время «угольной бури», то с большой долей вероятности можно будет утверждать, что результаты окажутся в пределах нормы. Потому что имеющаяся техника не является высокочувствительной, и более крупные фракции просто не задерживаются на мембранах приборов. Такая ситуация складывается не только в Мурманске, но и в других муниципалитетах.
«Мы несколько раз обращались с письмом о выделении денег на новые приборы, но нам постоянно отказывали, ссылаясь на то, что денег нет. Да, они дорогие, но зато качество проб было бы на порядок выше», – рассказали сотрудники РПН.
Быть может, эксплуатация устаревшего оборудования выгодна компаниям, которые не заинтересованы в том, чтобы платить штрафы загрязнение окружающей среды? А заодно и Минприроды вместе с Роспотребнадзором, которые не слишком спешат заботиться о природе и о благополучии населения?