Всё пыль...

В праздничный день 8 марта Мончегорск в очередной раз оказался во власти отнюдь не природного тумана. Судя по характерному запаху, туман исходил от комбината Кольской ГМК. В комментариях к публикации «Арктического Обозревателя» местные жители также поделились фотографиями техногенного явления, а мурманчане «разбавили» мончегорцев последствиями угольной бури, случившейся в конце февраля.

Фото – Анна Шейко.

Один из читателей приложил скрин ответа регионального минприроды, в котором говорилось о больших экологических проектах компании, и что ситуация в пределах нормы. Да, и что пробы берутся Е Ж Е М Е С Я Ч Н О!

Грубо говоря – дышите, чем есть.

В этой связи вспомнилась одна история, которая случилась началась ровно два года назад, но до неё всё руки не доходили. Итак.

Однажды наша управляющая компания (предыдущая) решила обновить краску в подъездах. Сказать, что она «сделала ремонт» – язык не поворачивается, потому что это было действительно небольшое обновление небольшой же поверхности стены. Работы, как водится, проводил человек, вряд ли имевший хоть какое-то строительное образование, а на мои вопросы он отвечал на родном для него языке. Гастарбайтер, одним словом. И, вероятнее всего, даже не зарегистрированный в миграционной службе. Работу он производил несколько дней и, очевидно, не в одном подъезде. Пока он отколупывал прежнюю краску и заштукатуривал образовавшиеся прорехи – всё было более-менее хорошо. Но потом случилось самое неприятное: покраска. Покрасил товарищ стены довольно быстро, поэтому определить ЧЕМ именно он красил не представилось возможным – тара, по которой можно было определить название и сферу применения краски, вероятнее всего стремительно сдана на переработку. Однако, вонь после окраски стояла такая, что не спасали ни открытые окна, ни принудительное проветривание. 

Фото не передаёт запах. Да и хорошо! 

Как говорится, «по горячим следам» мной была оставлена заявка в Роспотребнадзор с изложением фактов. А дальше началась наглядная демонстрация того, как защита прав потребителей и благополучие человека (так именуется ведомство) разбилась о банальную бюрократию.

Заявка была оставлена через сайт РПН; заглавная страница для обращений пропитана официозом и канцеляризмами, сразу отбивая охоту писать обращение. Тем не менее, пройдя авторизацию через Госуслуги, обращение мной было сформировано и отравлено, а на электронную почту пришло подтверждение. Это произошло 11 марта 2021 года. 

Спустя почти неделю (!), когда удушливый запах краски начал естественным образом выветриваться, мне наконец-то позвонили из местного РПН, и с вопросом «А у вас всё ещё пахнет?» назначили время, когда придут замерщики брать пробы воздуха. Произошло это аж 25 марта, то есть, спустя две недели от хорошенько вылежавшегося в недрах РПН обращения.

Итак, 26 марта 2021 года в назначенное время пришли сотрудники мурманского управления Роспотребнадзора и развернули в квартире настоящую походную лабораторию, но при этом всё было как-то нелепо, нелогично и противоречило здравому смыслу. 

Судите сами.

Сотрудники, которые пришли брать пробы, сделали «выговор» за то, что в квартире открыты окна. Они с пониманием отнеслись к тому, что «нечем дышать», но по их словам пробы берутся в закрытых помещениях. 

Поскольку заявка была сделана частным лицом, то и пробы брались в квартире этого частного лица, а не на лестничной площадке, откуда всё зловоние и распространялось. Опять же, по их словам, забор проб и мест общего пользования производится по другой инструкции. 

Они удивились, когда узнали, что жалоба и заявка на забор проб были поданы аж две недели назад, а им разнарядка действительно поступила только 25 марта, то есть, накануне визита. Уже тогда они с сомнением отнеслись к получению хоть каких-то результатов: как и следовало ожидать, в пробах воздуха, взятых спустя две недели, никаких посторонних примесей не обнаружилось – всё в рамках нормы. 

Тем не менее, несколько интересных нюансов во время забора проб удалось выяснить (в дополнение к той бюрократии, которая хоронит благополучие населения и его право на это). В беседе с сотрудниками встал вопрос и о пыли: как получается так, что пыль видят все, а по результатам исследований пыли нет? Одно из объяснений – забор проб воздуха происходит со значительной задержкой (собственно, ответ МПР от 6 марта 2023 года это вновь подтверждает). После 2-недельного срока ожидания это стало абсолютно очевидным. А представьте, какие сроки могут достигать при межведомственном взаимодействии? Когда заявка сначала вылёживается в одном ведомстве, затем голубиной почтой отправляется в другое, в котором попадает в такой же долгий ящик, что и в предыдущем. К моменту, когда специалисты выходят в поля, снег стаивает и вместе с талыми водами уносит всю накопившуюся пыль в Кольский залив. Ну а летом к угольной пыли добавляется песок от механизированной уборки, а он уже не такой вредный, как уголь. 

Последствия угольной бури в центре Мурманска. Фото – Артём Хохолев.

Есть ещё один момент, на который вполголоса обратили внимание полевые сотрудники РПН. Оказалось, в регионе нет приборов, которые могут фиксировать микрочастицы. То есть, даже если производить замер во время «угольной бури», то с большой долей вероятности можно будет утверждать, что результаты окажутся в пределах нормы. Потому что имеющаяся техника не является высокочувствительной, и более крупные фракции просто не задерживаются на мембранах приборов. Такая ситуация складывается не только в Мурманске, но и в других муниципалитетах. 

«Мы несколько раз обращались с письмом о выделении денег на новые приборы, но нам постоянно отказывали, ссылаясь на то, что денег нет. Да, они дорогие, но зато качество проб было бы на порядок выше», – рассказали сотрудники РПН.

Быть может, эксплуатация устаревшего оборудования выгодна компаниям, которые не заинтересованы в том, чтобы платить штрафы загрязнение окружающей среды? А заодно и Минприроды вместе с Роспотребнадзором, которые не слишком спешат заботиться о природе и о благополучии населения?