В начале года губернатор Чибис произвёл ряд перестановок в областном правительстве, очевидно, делая продемонстрировать приоритеты на ближайшую перспективу. Однако, видимых изменений пока не случилось: все четыре года «команда перемен» губернатора видит своей целью «низвержение» «команды городских» бывшего мэра Мурманска Алексея Веллера, при том, что именно «команда Веллера» обеспечила победу ныне действующего губернатора Чибиса. Теперь к этому добавился ещё и местный бизнес.
Возможно, уничижительная риторика, регулярно транслируемая через подконтрольные медиа, наскучила северянам. Как правило, в подобных постах Чибис представляется «рыцарем-избавителем», радеющим за благосостояние северян. При этом надо понимать, что Мурманская область не ограничивается территорией Мурманска, и жителям других муниципалитетов совсем не интересно противостояние губернатора со столичным городом. Я бы даже сказал – жители несколько устали от губернатора, что подтверждается минимальной явкой на его «встречи с жителями». Для северян по-прежнему реальные дела в приоритете пустым разговорам о светлом будущем и о том, какой Веллер плохой.
То есть, вместо отработки текущей повестки, губернатор и его команда продолжает тратить силы и время на бессмысленный пиар своих побед. А вместе с тем, в регионе уже нарастает ком нерешенных проблем. Это и срыв нацпроекта «Образование», и нарастающая напряжённость, связанная с секвестированием социальных статей областного бюджета, и малообоснованные траты из регионального резервного фонда и многое другое. Даже сейчас, вместо того, чтобы сосредоточится на решении этих вопросов, в медиапространстве тиражируется информация о довыборах в городской совет Мурманска в мае, а не в ЕДГ. Такое впечатление, что губернатор сотоварищи настолько неуверенны в своей победе, что традиционно решили скрыть плохую игру за ещё более худшим пиаром.
Неуверенность в победе имеет место, так как внутриполитический блок фактически ещё до назначения выборов стал пиарить тех кандидатов, которые «должны» будут попасть в мурманский горсовет. Мне вот интересно, пойдут ли «согласованные с верхом» кандидаты по партийным спискам, или же будут самовыдвиженцами. Впрочем, опыт довыборов в прошлом году показывает, что с какой стороны не смотри – уши будут те же.
Спешки и неуверенности добавляет… Александр Макаревич.
Точнее – партия СРЗП, местным лидером которой он является. Недавние встречи президента Путина с лидерами парламентских фракций в очередной раз показали единство исполнительной власти и системной оппозиции, особенно по ключевым вопросам. Но именно «справделовороссы» в последнее время чаще выступают с социальными инициативами, которые не остаются незамеченными. В Мурманской области ситуация аналогичная, а кроме того, Макаревич не даёт власти расслабляться не только по текущей повести, но и раннее возникшим проблемам: мурманской океанариум, детский оздоровительный лагерь «Гандвиг», совхоз «Тулома» – ситуация на этих и других объектах устами Макаревича постоянно возвращаются в информационное поле. Другие же партии и фракции Думы, а также чиновники всех мастей старательно делают вид, что проблем нет. Именно на этой риторике партия и может выехать, выставив на довыборы в Мурманске своих кандидатов.
Возможны торги и с другими системщиками. Например, ЛДПР может выторговать себе мандат, который ранее был за Виталием Кирилловым. Правда, последователи Владимира Жириновского в Мурманске и области уже давно перестали быть политическими активными, но ничего нельзя исключать.
Из интересного, что может случится на довыборах – участие в них Андраника Мусатяна от партии КПРФ. Это будет его «второе пришествие» в горсовет; первое, напомню, закончилось уголовным делом и тюремным сроком. Этот факт отныне мешает Андранику Владимировичу участвовать в «политической борьбе» от партии власти, но отнюдь не мешает получать от неё поддержку. Нельзя исключать и амбиции гендиректора Мурманскводоканала – в случае захода в Горсовет он может захотеть пересесть в кресло председателя. И, возможно, партия захочет расширить мандатный пул (сейчас коммунистов в Совете представляют два депутата).
Не исключено, что в этом политическом шоу ему будет подыгрывать «Партия пенсионеров», руководимая доверенным лицом Андраника Владимировича. «Пенсионеры», например, уже заявились в Кольском районе, выставив кандидата с погашенной судимостью.
Вишенкой на майском политическом торте может стать экс-депутат Виктор Хабаров. Учитывая прошлогодние судебные разборки, когда ТИК пытался доказать подделку подписей граждан в подписных листах, при том что сами граждане под присягой в суде заявляли о самолично вносимых записях, Хабаров вряд ли будет самовыдвигаться. В случае участия главреда «Вечёрки» в очередном выборном витке можно будет расценивать как неспособность внутриполитического блока к переговорам. Не исключено, что для недопущения возврата Хабарова в горсовет будут задействованы все ресурсы, в том числе, и силовые.
К слову, о них. По моей информации, руководителю Мурманского надзорного ведомства г-ну Паволину намекнули, что прокуратура региона проявляет недостаточное рвение в вопросах отстаивания интересов государства. Этим можно объяснить появление всевозможных проверок. Однако, в большинстве своём, меры прокурорского реагирования не касаются «касты», приближённой к губернатору и бизнеса, который лоялен к главе региона. А вот с антагонистами решать вопросы предпочитают не переговорами, а фактически травлей с привлечением отнюдь не силовиков, а фискалов и надзирателей.
Вот только несколько примеров подобного давления: «национализация» Рыбного порта и изъятие прибрежной территории в интересах бизнесменов, не связанных с Мурманской областью, преследование предпринимателей (Романа Молибога за отказ идти на уступки в топливно-энергетической, а Владимира Блинского – в энергетической сферах). Ещё можно вспомнить и «Новый Мурманск», против которого выступил целый ряд предпринимателей, не желающих иметь дело с окружением нынешнего губернатора.
В целом, ситуация как мне кажется, становится ещё более взрывоопасной, чем была четыре года назад, когда Андрея Чибиса только назначили в Мурманскую область. Политический пожар, к сожалению, перерастает в экономическую сферу, а там недалеко и до социального взрыва.